Это предусмотрено постановлением Президента от 3.12.2020 г. «О мерах по совершенствованию системы отбора талантливой молодежи и деятельности академических лицеев».
В академических лицеях:
- обеспечат глубокое освоение учащимися минимум одного иностранного языка;
- увеличат часы на углубленные предметы с доведением их доли минимум до 50% за счет часов, отведенных на общеобразовательные предметы;
- унифицируют предметы, повторно изучаемые на родственных направлениях образования вузов, с соответствующими предметами в учебных программах академлицеев. Для студентов, освоивших унифицированные предметы во время обучения в академлицее и поступивших в вузы, освоение данных предметов будет добровольным.
Учебные занятия проводятся в режиме онлайн, в том числе с участием высококвалифицированных педагогов республиканских или зарубежных образовательных учреждений. На базе академлицеев организуются летние и зимние школы для подготовки к обучению в данных лицеях, повышения компьютерной грамотности, обучения профессиям и самозанятости (фрилансингу), в том числе путем оказания услуг (выполнения работ) с помощью Интернета.
Отменяется требование о наличии минимум 5-летнего непрерывного педагогического стажа, установленного для привлечения работников к педагогической деятельности в академлицеи.
Начиная с 2020/2021 учебного года:
- нормативная предельная численность учащихся, приходящихся на одного педагогического работника, устанавливается в соотношении 1:12 в зависимости от направлений и блоков академлицеев;
- разрешается обучение учащихся с разделением в каждом семестре на группы по углубленно изучаемым предметам в равном соотношении в зависимости от потенциала учащихся.
Начиная с 2021/2022 учебного года внедряется рейтинг академлицеев с учетом следующих показателей:
- соотношение числа претендентов, сдавших документы для поступления на учебу, к установленным параметрам приема (показатель конкуренции);
- доля учащихся, принятых в вузы;
- доля учащихся академлицея, одержавших победу (занявших призовые места) на престижных международных и республиканских предметных олимпиадах и в спортивных соревнованиях на год составления рейтинга;
- доля учащихся, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и предметами;
- доля педагогов основного штата с ученой степенью, обладающих национальным или международным сертификатом об уровне владения иностранным языком и знания предметов;
- доля зарубежных и отечественных педагогов, имеющих дипломы вузов, занимающих первые 1 000 позиций в рейтинге международно признанных организаций – Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education или Aсademic Ranking of World Universities.
По результатам рейтинга академлицеи, в показателях качества обучения которых непрерывно в течение 3 лет наблюдается отрицательная динамика, занимающие одно из 5 последних мест в рейтинге, передаются в ведение других вузов либо реорганизуются в образовательные учреждения иного типа.
Академлицеям за счет собственных внебюджетных средств, а также внебюджетных средств вузов предоставлено право на:
- полное или частичное возмещение расходов, связанных с повышением квалификации талантливых педагогов на краткосрочных курсах, в том числе на онлайн-курсах, в образовательных учреждениях зарубежных государств по своей специальности;
- привлечение к учебному процессу высококвалифицированных, в том числе зарубежных, специалистов, самостоятельное установление и выплату надбавок и других форм материального стимулирования педагогам и работникам за особые достижения;
- материальное стимулирование и поддержку талантливых учащихся, а также учащихся из слоев населения, нуждающихся в соцзащите;
- укрепление материально-технической базы, закупку канцелярских товаров, программных продуктов, современных информационно-коммуникационных средств, издание подготовительной учебной литературы, создание и обеспечение веб-сайтов лицеев, внедрение и развитие дистанционных образовательных технологий.
Документом также утвержден перечень новых специализированных школ и академлицеев, создаваемых при вузах, определены источники их финансирования. Сформирован состав комиссии по совершенствованию деятельности академлицеев и обозначены ее основные задачи.
Для достойного стимулирования труда педагогов и работников академлицеев за счет средств Госбюджета республики, начиная с 1 января 2021 года:
- на педагогических и учебно-вспомогательных работников академических лицеев распространяются условия оплаты труда, предусмотренные для соответствующих работников школ, специализированных на изучении отдельных предметов, системы Министерства народного образования;
- заместителям директоров академлицеев, непосредственно связанным с учебно-воспитательным процессом, выплачивается ежемесячная надбавка – 20% к базовому должностному окладу.
Отличившимся педагогам и работникам академлицеев выплачивается ежемесячная надбавка до 100% должностного оклада, исходя из финансовых возможностей соответствующих вузов по подведомственности. Педагогические работники академлицеев с ученой степенью «кандидат наук» или «доктор философии» (PhD), «доктор наук» либо «доктор наук» (DSc), учеными званиями «профессор» или «доцент», по условиям оплаты труда приравниваются к старшему преподавателю вуза.
Начиная с 1 января 2021 года в средних специальных и профессиональных образовательных учреждениях базовый должностной оклад главбуха составит 80% от базового должностного оклада руководителя учреждения, а бухгалтера – 60%.
Вышеуказанные меры материального стимулирования распространяются также на неаттестованных административных, педагогических и других работников академлицеев в системе МВД и Нацгвардии, кроме военно-академических лицеев «Темурбеклар мактаби».
Эльмира Сиразиева.