Опубликован закон от 22.10.2018 г. № ЗРУ–503 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на обеспечение общественной безопасности».
В Узбекистане изменился подход к определению того, какие вещества относятся к наркотическим средствам, психотропным веществам и прекурсорам (вспомогательные вещества для приготовления наркотических средств и психотропных веществ). Дело в том, что таковыми признавались химические соединения, включенные в утвержденные международными документами перечни, а именно:
- в Списки I и II Единой Конвенции ООН «О наркотических средствах» 1961 года[1] – в отношении наркотических средств;
- в Списки I, II, III и IV Конвенции ООН «О психотропных веществах» 1971 года – в отношении психотропных веществ;
- в таблицы I и II Приложения к Конвенции ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» 1988 года – в отношении прекурсоров.
Однако на «черном рынке» с угрожающей частотой стали появляться аналоги наркотических средств, которые в списки не включены, но также оказывают психоактивное воздействие, вызывают сильное привыкание и разрушают здоровье и психику. Международное сообщество оказалось неспособным быстро реагировать на тенденции в этой сфере и оперативно обновлять соответствующие перечни. Это сделало необходимым ввести уголовную ответственность за незаконный оборот аналогов наркотических средств – веществ синтетического или природного происхождения, по химической структуре и свойствам сходных с наркотическими средствами, психоактивное действие которых они воспроизводят. То есть аналог еще не включен в какой-либо список и не признан наркотическим веществом.
Учитывая, что невозможно составить исчерпывающий список постоянно возникающих аналогов, предусмотрен иной механизм. Признание того или иного вещества аналогом наркотического средств будет проводиться путем экспертизы. Проведение такой экспертизы по уголовному делу стало обязательным.
Таким образом, в тексте Уголовного кодекса практически при каждом упоминании наркотических средств добавлены их аналоги. Например, запрещено незаконное изготовление, приобретение, хранение или пересылка аналогов наркотических средств (как с целью их сбыта, так и без такой цели). Исключение сделано только в статье 270 УК, предусматривающей ответственность за культивирование запрещенных к возделыванию культур. Если какая-либо культура не запрещена к возделыванию, но содержит в себе аналог наркотиков, ответственность не наступает.
Для справки: Оборот аналогов наркотиков без цели сбыта, как и самих наркотических средств и психотропных веществ, в малых размерах (ранее – небольших размерах) будет наказываться по статье 56 КоАО.
Отметим, что аналоги психотропных веществ в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство не вводятся.
Важно! С точки зрения теории уголовного права для привлечения лица к ответственности за незаконный оборот аналогов требуется, чтобы оно изначально понимало факт – данное вещество сходно по химической структуре и свойствам с наркотическими средствами, и воспроизводит их психоактивное действие. Раньше имелись только конкретные и доступные для всеобщего ознакомления списки и таблицы веществ. Поэтому по принципу «незнание закона не освобождает от ответственности» при обнаружении у кого-либо таких наркотических средств и психотропных веществ вина возникала «автоматически»: знает, что героин = знает, что наркотик. Теперь следствию и стороне обвинения придется доказывать не только схожесть свойств вещества с наркотиками, но и наличие у лица осведомленности о таких особенностях вещества. Обосновать это на практике сложно, особенно в отношении лекарств «двойного назначения», употребление которых в больших количествах оказывает психоактивное воздействие.
Видимо поэтому, чтобы пресечь распространение аналогов наркотических средств, предусмотрен «план-б». Дело в том, что ранее лица, распространяющие их подпольно, несли в основном административную ответственность по части третьей статьи 164 КоАО (нарушение правил торговли или оказания услуг, штраф от 5 до 10 МРЗП) или статье 165 КоАО за занятие деятельностью без лицензии, то есть за аптечную деятельность без специального разрешения (штраф для граждан – от 5 до 10 МРЗП, для должностных лиц – от 10 до 20 МРЗП). Даже при повторном правонарушении более серьезное взыскание в виде увеличенного штрафа могло быть в большинстве случаев применено только по части второй статьи 165 КоАО (для граждан – от 10 до 20 МРЗП, для должностных лиц – от 20 до 30 МРЗП).
Теперь в Уголовный кодекс вводится новая статья 186-3 (производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт недоброкачественных либо фальсифицированных лекарственных средств или изделий медицинского назначения, а также реализация лекарственных средств вне аптек и их филиалов). Ответственность по ней наступает при повторных правонарушениях в течение года после применения административной ответственности по статьям 164, 165 или 165-1 КоАО. Разброс санкций весьма внушителен от штрафа в 100 МРЗП до 15 лет лишения свободы.
Кроме того, пока неясно, как будет определяться размер незаконного оборота аналогов наркотических средств (граммаж). Это прямо влияет на квалификацию преступления. Напомним, сейчас в отношении каждого вещества ориентиром служат Размеры наркотических средств и психотропных веществ, находящихся в незаконном обороте (рег. № 2770 от 29.03.2016 г.). Хотя формально официальным основанием для квалификации является заключение уполномоченного органа – Государственной комиссии по контролю за наркотиками.
Из УК также исключаются все прямые отсылки на международные документы со списками и таблицами наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. По всей видимости, следственные органы теперь должны пользоваться списками, утвержденными ПКМ от 12.11.2015 г. № 330, которые будут обновляться по мере включения в них новых аналогов уже в качестве наркотиков.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства, поправки вступают в силу с 23.10.2018 г.
Самир Латыпов.
[1] С поправками, внесенными Протоколом от 1972 г. «О поправках к Единой Конвенции «О наркотических средствах» 1961 года».