В Методику проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов внесены поправки (рег. № 2745-1 от 1.06.2018 г.).
От редакции: этот документ и 75 000 других нормативно-правовых актов с разъяснениями собраны в ИПС «Законодательство РУз». Скачайте демонстрационную версию здесь (32,1 Мб).
Во-первых, обозначены главные цели антикоррупционной экспертизы – предупреждение возникновения и выявление в проектах коррупциогенных факторов и их последующее устранение.
Во-вторых, перечень коррупциогенных факторов, содержащих неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам, расширен. К ним также относится чрезмерная избыточность правового урегулирования отношений, выражаемая в необусловленной и необоснованной регламентации поведения и деятельности юридических и физических лиц, которая может привести к ограничению свободы участников общественных отношений.
Для справки: методика указывает на три основные категории коррупциогенных факторов:
- устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
- содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к физическим и юридическим лицам;
- связанные с наличием пробелов в правовом регулировании.
С учетом специфики регулируемых проектом правоотношений в качестве коррупциогенных факторов могут быть оценены также иные нормы.
В-третьих, антикоррупционная экспертиза проводится органами юстиции в рамках правовой экспертизы проектов НПА (всех видов: законодательных, подзаконных и ведомственных актов – ред.). Поправки дают возможность привлекать к ее проведению независимых экспертов и специалистов узкопрофильных направлений.
В-четвертых, теперь все замечания по результатам антикоррупционной экспертизы носят обязательный характер и должны быть устранены при повторном внесении проекта на правовую экспертизу. Ранее такие замечания были обязательны только для ведомственных НПА, а для остальных проектов имели рекомендательный характер.
В-пятых, антикоррупционная экспертиза уже действующих актов проводится по следующим основаниям:
- планы работ органов юстиции, государственных органов и организаций;
- обращения физических и юридических лиц;
- предложения и рекомендации субъектов общественного контроля;
- результаты изучения публикаций и иных материалов, поступивших из СМИ.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 5.06.2018 г.
Олег Заманов.