Постановлением Антимонопольного комитета (рег. № 3155 от 19.04.2019 г.) утверждена Методика оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию.
При оценке воздействия на конкуренцию выявляются нормы, прямо или косвенно ограничивающие конкуренцию на товарном и финансовом рынках. При этом оценка осуществляется двумя методами:
- «ex-ante» – в отношении проектов законов, постановлений Президента, палат Олий Мажлиса, Кабинета Министров, указов Президента, нормативно-правовых актов министерств, госкомитетов и ведомств (далее – проекты НПА);
- «ex-post» – в отношении действующих законодательных актов.
Оценка проектов НПА
Согласно методике, воздействие на конкуренцию признается негативным, если проект НПА приводит или может привести к ограничению:
- круга и количества хозсубъектов – товаропроизводителей или оказывающих услуги;
- возможности взаимной конкуренции поставщиков или снижению их заинтересованности в этом;
- возможности выбора необходимой поставщикам информации.
Проекты НПА вносятся в Антимонопольный комитет (НПА высшей юридической силы) или его территориальные подразделения (проекты актов местных органов власти) для оценки, если в них содержатся определенные предписания. Например: внедрение новых видов разрешительных документов и лицензий; введение требований или условий, которые могут привести к дополнительным расходам участников рынка; повышение цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, а также других регулируемых цен и т.д. Всего 10 пунктов. Перечень является исчерпывающим.
По итогам оценки составляется заключение в двух экземплярах, один направляется разработчику проекта, который обязан его рассмотреть. Полученное заключение вместе с проектом представляется в Минюст для проведения правовой экспертизы. Наличие заключения обязательно при внесении проекта в Олий Мажлис, Администрацию Президента, Кабмин.
Оценка действующих актов
Не менее двух раз в год проводится инвентаризация действующих НПА методом «ex-post» на предмет выявления нарушений законодательства о конкуренции. Если таковые обнаружатся, Антимонопольный комитет и его территориальные подразделения вносят:
- предложения в Администрацию Президента и Кабмин – в отношении актов высшей юридической силы;
- представление об устранении нарушений – в отношении актов министерств, госкомитетов, ведомств, хокимиятов.
При проведении оценки используется как официальная, так и неофициальная информация. Официальную информацию составляют международные договоры, официальные ресурсы интернета, статистические данные и отчеты государственных статорганов, судебная практика. Неофициальная информация может быть получена из обращений в Антимонопольный комитет граждан и ННО, неофициальных интернет-ресурсов, опросов общественности.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства.
Ленара Хикматова.