В Положение о минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг внесли дополнения (рег. № 3030-2 от 25.09.2019 г.).
В документе прописали запреты, предусмотренные пунктом 7 постановления Президента от 23 июля 2019 года № ПП-4400.
Также уточнили некоторые нюансы взаимоотношений банков с клиентами в рамках кредитного договора (договора займа). В частности, заемщик вправе в любой момент в течение срока договора направить на погашение кредита (займа) средства своего депозита (вклада), находящиеся в залоге по данному кредиту (займу), независимо от срока действия депозита (вклада). Для этого заемщику необходимо не менее чем за 1 месяц до даты предполагаемого возврата депозита (вклада) предупредить банк.
Если от заемщика поступил текущий платеж по возврату кредита (займа) в большей сумме, чем предусмотрено графиком, банк направляет излишнюю сумму на погашение основного долга и пересчитывает всю сумму кредита (займа), если в договоре не предусмотрен другой порядок.
Кроме того, в документ включили новый параграф о порядке применения санкций за нарушение коммерческими банками требований законодательства при обслуживании клиентов. Санкции установлены в следующих размерах:
НАРУШЕНИЯ |
САНКЦИИ |
За задержку открытия счета без причины или уклонение от открытия счета после предоставления всех необходимых документов, предусмотренных актами Центрального банка, а также за требование излишних документов при открытии счета (пункт 401) |
банк уплачивает штраф – 0,02% от минимального размера уставного капитала коммерческого банка (на текущий момент – 100 млн сумов, ред.)
|
За невыдачу своевременно денежной наличности для выплаты заработной платы и другой необходимости, предусмотренной законодательством, при наличии на счету клиентов, в том числе субъектов предпринимательства средств (пункт 402) |
банк уплачивает штраф – 0,005% от минимального размера уставного капитала
|
За нарушение установленного законодательством порядка зачисления на счет и списания со счета клиентов, за исключением электронных платежей (пункт 403) |
за каждый случай банк уплачивает штраф – 0,01% от минимального размера уставного капитала
|
За нарушение банком установленных законодательством сроков осуществления электронных платежей (пункт 403) |
банк уплачивает клиенту пеню – 0,1% за каждый день просрочки, но не более 10% от суммы задержанного электронного платежа |
За нарушение установленного срока возврата ошибочно осуществленного по вине банка электронного платежа (не позднее следующего рабочего дня после выявления ошибки, пункт 403) |
банк обязан вернуть средства, а также уплатить пеню клиенту – 0,1% за каждый день задержки, но не более 10% от суммы неправильно осуществленного электронного платежа |
Санкции за невыдачу «налички» и нарушения в платежах (пункты 402 и 403) должны отражаться в договоре между банком и клиентом.
В следующих случаях банки освобождаются от уплаты штрафных санкций:
- форс-мажорные обстоятельства, в том числе перерывы, которые могут возникнуть в системе межбанковских электронных платежей;
- предоставление клиентом банка платежных документов, не отвечающих требованиям законодательства;
- приостановление операций по счетам банка или клиента.
Перечисленные штрафные санкции применяются к коммерческим банкам на основании решения суда. Соответственно, столкнувшимся с указанными выше нарушениями клиентам нужно подавать иск в суд.
Уплаченный банком штраф частично покрывается за счет руководителя и главного бухгалтера банка (филиала), допустивших соответствующее нарушение.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 25.09.2019 г.
Анвар Иркаходжаев.