Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возврата

Банкротство: кредиторов поделили на группы с разными полномочиями

16.12.2019

Читать на русском языке

 

В Закон «О банкротстве» внесли целый ряд поправок (см. ЗРУ–594 от 13.12.2019 г.).

 

Прежде всего, в законе отразили ранее намеченные изменения. В частности, снижен совокупный объем требований к должнику, являющийся признаком банкротства:

  • с 500 до 300 БРВ – к юрлицу;
  • с 30 до 20 БРВ – к индивидуальному предпринимателю или физлицу, утратившему этот статус.

 

С заявлением о признании банкротом организации с госдолей, у которой есть задолженность по денежным обязательствам перед государством, теперь может также обращаться Агентство по управлению госактивами.

 

Введено понятие однородных кредиторов. Это группа кредиторов с единообразными требованиями к должнику, не обладающих преимуществом друг перед другом в их удовлетворении. Однородные кредиторы делятся на 5 групп:

первая – кредиторы по обязательствам должника, обеспеченным залогом;

вторая – кредиторы по требованиям к должнику, вытекающим из договоров, не обеспеченным залогом, договоров поставки, оказания услуг и выполнения работ, а также договоров обязательного страхования и страхования кредита банка;

третья – кредиторы по обязательным платежам;

четвертая – кредиторы по оплате труда и выплате компенсаций по трудовым договорам, исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу средств со счета для удовлетворения требований о взыскании алиментов, по выплате вознаграждений по авторским договорам, обеспечивающие равную степень выполнения обязательств должника по платежам и требованиям, вытекающих из трудовых и приравненных к ним правоотношений, а также требованиям граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением;

пятая – владельцы акций должника по начисленным дивидендам.    

 

Они обладают разным объемом полномочий из круга исключительной компетенции собрания кредиторов. Первая и вторая группа кредиторов имеют право голоса при рассмотрении вопросов:

  • о заключении мирового соглашения;
  • об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и досрочном прекращении их полномочий;
  • об обращении в экономический суд с ходатайством о введении судебной санации или внешнего управления и продлении его срока;
  • об обращении в экономический суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства;
  • об утверждении плана судебной санации и одобрении графика погашения задолженностей;
  • об утверждении плана внешнего управления.

 

Третья группа вправе голосовать только по вопросам заключения мирового соглашения и об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и досрочном прекращении их полномочий. Исходя из текста поправок, кредиторы четвертой и пятой групп правом голоса не наделены.

 

Кредиторы каждой группы с правом голоса имеют равные права на участие в голосовании. «Удельный вес» голоса каждого кредитора при этом остался неизменным – он пропорционален его доле в общей кредиторской задолженности на дату проведения собрания. Кредитор также вправе обжаловать решение суда, общего собрания кредиторов, действие (бездействие) судебного управляющего, которые нарушают его права и законные интересы, а также отказ судебного управляющего в удовлетворении требований кредитора в ходе проведения процедуры банкротства.

 

В свою очередь, представитель работников должника, судебный управляющий и представитель учредителей (участников) или собственника имущества должника лишились своего права совещательного голоса. Они, как и прежде, могут участвовать в собрании кредиторов и заседаниях комитета кредиторов, но без права голоса.

 

Рассмотрение дела о банкротстве в экономическом суде ускорено. Отведенный на это срок сокращен с 2 до 1 месяца (с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом к производству ред.). Однако рассмотрение дела, по-прежнему, могут продлить на срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях, ред.). При этом, если в отношении руководителя или учредителей (участников) либо собственника предприятия возбуждено уголовное дело за действия (бездействие), приведшие к банкротству предприятия, рассмотрение дела в экономическом суде приостанавливается до принятия решения суда по уголовным делам.

 

Ряд изменений также касается отдельных процедур, предусмотренных законом. В частности, судебная санация и внешнее управление больше не считаются процедурами банкротства – это процедуры восстановления платежеспособности. Чтобы экономический суд их ввел, требуется большинство голосов кредиторов в каждой из первой и второй групп. В случае удовлетворения ходатайства, кандидатуры на должность временного и санирующего управляющего могут предлагать также профессиональные объединения судебных управляющих. Временного и санирующего управляющего обязали представлять кредитору информацию о финансовом состоянии должника и (или) своей работе в 10-дневный срок.

 

По ликвидационному производству:

а) срок данной процедуры сокращен с 1 года до 9 месяцев (это также предусматривалось постановлением Президента от 1 февраля);

б) определен предельный срок его продления – 3 месяца;

в) прописан исчерпывающий перечень оснований для продления срока:

  • наличие в производстве экономического суда дела, затрагивающего имущественные интересы должника–юрлица и его кредиторов;
  • наличие нереализованного имущества  должника–юрлица, кроме случаев, когда имеются основания для прекращения дела о банкротстве;
  • наличие уголовного дела по признакам лжебанкротства, сокрытия и преднамеренного банкротства, иных правонарушений или преступлений против должника–юрлица или его кредиторов, совершенных должностными лицами должника;
  • необходимость устранения нарушений законодательства, указанных в определении экономического суда об отказе в утверждении отчета ликвидационного управляющего о результатах проведения процедуры ликвидационного производства;
  • необходимость устранения нарушений законодательства, выявленных госорганом по делам о банкротстве;

г) если в отношении должника было введено ликвидационное производство без остановки его деятельности, но по итогам двух отчетных кварталов получены убытки – такой формат признается нецелесообразным и экономический суд может вынести определение о переходе к общей процедуре ликвидационного производства.    

 

Закон опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.12.2019 г.

 

Олег Заманов.