В Закон «О банкротстве» внесли целый ряд поправок (см. ЗРУ–594 от 13.12.2019 г.).
Прежде всего, в законе отразили ранее намеченные изменения. В частности, снижен совокупный объем требований к должнику, являющийся признаком банкротства:
- с 500 до 300 БРВ – к юрлицу;
- с 30 до 20 БРВ – к индивидуальному предпринимателю или физлицу, утратившему этот статус.
С заявлением о признании банкротом организации с госдолей, у которой есть задолженность по денежным обязательствам перед государством, теперь может также обращаться Агентство по управлению госактивами.
Введено понятие однородных кредиторов. Это группа кредиторов с единообразными требованиями к должнику, не обладающих преимуществом друг перед другом в их удовлетворении. Однородные кредиторы делятся на 5 групп:
первая – кредиторы по обязательствам должника, обеспеченным залогом;
вторая – кредиторы по требованиям к должнику, вытекающим из договоров, не обеспеченным залогом, договоров поставки, оказания услуг и выполнения работ, а также договоров обязательного страхования и страхования кредита банка;
третья – кредиторы по обязательным платежам;
четвертая – кредиторы по оплате труда и выплате компенсаций по трудовым договорам, исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу средств со счета для удовлетворения требований о взыскании алиментов, по выплате вознаграждений по авторским договорам, обеспечивающие равную степень выполнения обязательств должника по платежам и требованиям, вытекающих из трудовых и приравненных к ним правоотношений, а также требованиям граждан по возмещению ущерба, причиненного их имуществу преступлением или административным правонарушением;
пятая – владельцы акций должника по начисленным дивидендам.
Они обладают разным объемом полномочий из круга исключительной компетенции собрания кредиторов. Первая и вторая группа кредиторов имеют право голоса при рассмотрении вопросов:
- о заключении мирового соглашения;
- об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и досрочном прекращении их полномочий;
- об обращении в экономический суд с ходатайством о введении судебной санации или внешнего управления и продлении его срока;
- об обращении в экономический суд с ходатайством о признании должника банкротом и открытии ликвидационного производства;
- об утверждении плана судебной санации и одобрении графика погашения задолженностей;
- об утверждении плана внешнего управления.
Третья группа вправе голосовать только по вопросам заключения мирового соглашения и об избрании членов комитета кредиторов, определении его количественного состава и досрочном прекращении их полномочий. Исходя из текста поправок, кредиторы четвертой и пятой групп правом голоса не наделены.
Кредиторы каждой группы с правом голоса имеют равные права на участие в голосовании. «Удельный вес» голоса каждого кредитора при этом остался неизменным – он пропорционален его доле в общей кредиторской задолженности на дату проведения собрания. Кредитор также вправе обжаловать решение суда, общего собрания кредиторов, действие (бездействие) судебного управляющего, которые нарушают его права и законные интересы, а также отказ судебного управляющего в удовлетворении требований кредитора в ходе проведения процедуры банкротства.
В свою очередь, представитель работников должника, судебный управляющий и представитель учредителей (участников) или собственника имущества должника лишились своего права совещательного голоса. Они, как и прежде, могут участвовать в собрании кредиторов и заседаниях комитета кредиторов, но без права голоса.
Рассмотрение дела о банкротстве в экономическом суде ускорено. Отведенный на это срок сокращен с 2 до 1 месяца (с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом к производству ред.). Однако рассмотрение дела, по-прежнему, могут продлить на срок не более 2 месяцев (в исключительных случаях, ред.). При этом, если в отношении руководителя или учредителей (участников) либо собственника предприятия возбуждено уголовное дело за действия (бездействие), приведшие к банкротству предприятия, рассмотрение дела в экономическом суде приостанавливается до принятия решения суда по уголовным делам.
Ряд изменений также касается отдельных процедур, предусмотренных законом. В частности, судебная санация и внешнее управление больше не считаются процедурами банкротства – это процедуры восстановления платежеспособности. Чтобы экономический суд их ввел, требуется большинство голосов кредиторов в каждой из первой и второй групп. В случае удовлетворения ходатайства, кандидатуры на должность временного и санирующего управляющего могут предлагать также профессиональные объединения судебных управляющих. Временного и санирующего управляющего обязали представлять кредитору информацию о финансовом состоянии должника и (или) своей работе в 10-дневный срок.
По ликвидационному производству:
а) срок данной процедуры сокращен с 1 года до 9 месяцев (это также предусматривалось постановлением Президента от 1 февраля);
б) определен предельный срок его продления – 3 месяца;
в) прописан исчерпывающий перечень оснований для продления срока:
- наличие в производстве экономического суда дела, затрагивающего имущественные интересы должника–юрлица и его кредиторов;
- наличие нереализованного имущества должника–юрлица, кроме случаев, когда имеются основания для прекращения дела о банкротстве;
- наличие уголовного дела по признакам лжебанкротства, сокрытия и преднамеренного банкротства, иных правонарушений или преступлений против должника–юрлица или его кредиторов, совершенных должностными лицами должника;
- необходимость устранения нарушений законодательства, указанных в определении экономического суда об отказе в утверждении отчета ликвидационного управляющего о результатах проведения процедуры ликвидационного производства;
- необходимость устранения нарушений законодательства, выявленных госорганом по делам о банкротстве;
г) если в отношении должника было введено ликвидационное производство без остановки его деятельности, но по итогам двух отчетных кварталов получены убытки – такой формат признается нецелесообразным и экономический суд может вынести определение о переходе к общей процедуре ликвидационного производства.
Закон опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.12.2019 г.
Олег Заманов.