Опубликован Закон от 1.11.2019 г. № ЗРУ-578 «О платежах и платежных системах». Он вступит в силу через три месяца.
По сути, документ представляет собой существенно расширенную и дополненную версию Закона «Об электронных платежах». В нем также дается определение платежной системы, сказано об их видах, участниках и правилах функционирования, но более детально и конкретно. В ряде аспектов, разумеется, документы отличаются друг от друга. Например, вводится новая классификация платежных систем. Если сейчас они делятся на межбанковские, внутрибанковские и системы розничных платежей, то по новому закону – на значимые и иные.
К первой относится система, которая отвечает критериям, установленным ЦБ (доля рынка и годовой объем платежей), от бесперебойной работы такой системы зависит стабильное функционирование рынка платежных услуг, а ее остановки (сбои) могут привести к возникновению рисков. К числу значимых платежные системы относит Центробанк, к их операторам предъявляются более строгие требования. Регламентирована система управления рисками в платежной системе и порядок самооценки функционирования значимой платежной системы.
Отдельная глава документа посвящена рынку платежных услуг. Прописаны их виды, поставщики и предъявляемые к ним требования, порядок оказания платежных услуг, в том числе обязательные условия и механизм заключения соответствующего договора, ограничения деятельности платежных организаций и особенности работы через платежных агентов и субагентов.
Достаточное внимание в акте уделено вопросам государственного регулирования платежных систем и рынка платежных услуг. Бо́льшая часть регулятивных инструментов сконцентрирована в руках Центрального банка. В частности, именно ЦБ:
а) выдает лицензии операторам платежных систем и платежным организациям и определяет минимальный размер их уставного капитала, ведет реестры таких систем и организаций;
б) осуществляет надзор – не чаще 1 раза в год проводит инспекционные проверки операторов платежных систем и платежных организаций (по отдельным вопросам либо комплексные) длительностью не свыше 30 дней. По итогам составляется акт, отражающий общую информацию о деятельности проверяемого субъекта и выявленные нарушения с приложением подтверждающих документов;
в) за неисполнение предписания об устранении нарушения антитеррористического законодательства, если это негативно влияет на бесперебойность работы платежной системы, применяет одну из санкций:
- штраф до 5 000 БРВ (на дату публикации – свыше 1,1 млрд сумов, ред.);
- ограничение проведения отдельных видов платежных услуг и (или) операций на срок до 6 месяцев;
- приостановление действия лицензии на срок не более 10 рабочих дней.
Кроме того, Центробанк контролирует операторов платежных систем и поставщиков платежных услуг на предмет соблюдения режима информационной безопасности. Ежегодно до 1 апреля они обязаны сдать в ЦБ соответствующий отчет, а в случае нарушения режима, – оперативно сообщить об этом и о принимаемых мерах по минимизации последствий. Регулятор формирует и ведет базу данных о нарушениях режима информационной безопасности платежных систем.
В процессе наблюдения за платежными системами ЦБ обобщает, систематизирует и анализирует информацию о них (с акцентом на значимые) и не реже раза в год публикует обзор результатов наблюдений.
Закон опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 3.02.2020 г.
Олег Заманов.