Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакие налоговые последствия возникают при продаже акций по рыночной цене Как провести инвентаризацию маркированных товаров Какие льготы и преференции получили предприятия текстильной отрасли Рекомендации об ЭЦП в Buxgalter Pro Рекомендации об ЭЦП в Buxgalter Pro Рекомендации об ЭЦП в Buxgalter Pro Рекомендации об ЭЦП в Buxgalter Pro

Частные курсы допустят к обучению водителей

27.02.2018


Опубликовано постановление Кабинета Министров от 23.02.2018 г. № 139 «О мерах по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств».

 

Кто обязан проходить повышение квалификации

 

Установлено, что оно обязательно для 2-х категорий граждан (перечень расширен):

 

  • лиц, управляющих автотранспортными средствами, принадлежащими юрлицам 1 раз в 2 года. Исключение составляют индивидуальные предприниматели и другие физлица, управляющие автотранспортом юрлиц на основе краткосрочной аренды (проката) и лизинга;

 

  • лица, лишенные права управления автотранспортными средствами, – после окончания исполнения административного взыскания и до сдачи теоретических и практических экзаменов для получения водительского удостоверения.

 

Важно! Юридически заявленная ранее дата введения обязательного повышения квалификации перенесена с 1.01.2018 г. на дату опубликования ПКМ № 139 от 23.02.2018 г., т.е. на 2 месяца позже. Сейчас повышение квалификации уже является обязательным.

 

Например, с 26.02.2018 г. лиц, лишенных водительского удостоверения, без сертификата просто не допустят к сдаче теоретических и практических экзаменов для получения водительского удостоверения.

 

А водители юридических лиц уже обязаны иметь при себе и предъявлять сотрудникам ОВД сертификат о повышении квалификации в случаях, установленных законодательством (см. п. 7 Правил дорожного движения). Эта норма сохранила силу (исключили только выдачу сертификата со стороны ООО «Avtotest Report»).

 

Однако штраф за отсутствие сертификата еще не введен. Согласно ПКМ № 693 от 4.09.2017 г. Министерству юстиции поручено обеспечить разработку соответствующих поправок в Кодекс об административной ответственности (ст. 135) для их вступления в силу с 1 июля 2018 года. Более того, с этой даты отсутствие сертификата может повлечь лишение лицензии/лицензионных карточек на перевозки. Но поскольку речь идет о дополнениях в законы, итоговое решение примут Олий Мажлис и Президент.

 

Выходит, что с 26.02.2018 г. до 1.07.2018 г. штрафовать за отсутствие сертификата о повышении квалификации не будут (если, конечно, закон не примут раньше).

 

Кого начнут штрафовать с 1 июля

 

Периодичность повышения квалификации может вызвать споры на практике. В бланке сертификата предусмотрены графы «дата выдачи» и «действителен до», т.е. будет содержаться срок его действия. Взглянув на сертификат, инспекторы ГСБДД легко поймут, нарушена ли периодичность «1 раз в 2 года».

 

Однако неясно обязан ли каждый водитель юридических лиц, который еще не имеет сертификата, получить его к 1.07.2018 года. Дело в том, что 2-летний период можно отсчитывать:

  • с момента получения водительского удостоверения;
  • с 26.02.2018 г., т.е. со дня, когда была введена обязанность по повышению квалификации.

 

П. 7 Правил дорожного движения ситуацию не проясняет. Сертификат должен иметься в наличии «в случаях, предусмотренных законодательством». Но в законодательстве конкретный момент отсутствует.

 

Для примера приведем несколько ситуаций:

 

1. Гражданин получил водительское удостоверение 27.10.2007 г. Водительский стаж превысил 10 лет. При проверке документов 1.07.2018 г. инспектор ГСБДД требует сертификат. Водитель же оправдывается, что с момента введения обязанности повышать квалификацию еще не прошло 2-х лет и повышать квалификацию он не обязан.

 

2. Водитель получил водительское удостоверение 1.07.2017 г. При проверке документов 1.07.2018 г. инспектор ГСБДД требует сертификат. Гражданин заявляет, что водительский стаж составляет всего 1 год и повышать квалификацию он не обязан.

 

Налицо необходимость уточнений в нормативно-правовых актах. Ведь речь идет о том, сколько времени осталось у водителей юрлиц в запасе для повышения квалификации: всего 4 месяца или 2 года.

 

Готовимся к 1 июля

 

Как законодатель решит с исчислением периодичности повышения квалификации еще не ясно. Нет и гарантий, что уточнят. Поэтому, если к 1 июля сертификат начнут требовать со всех водителей юрлиц, возникает вопрос, куда идти учиться.

 

Важно! С 1 июня Комиссия по лицензированию деятельности негосударственных образовательных учреждений Кабинета Министров запустит процесс выдачи лицензий на подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей автотранспортных средств и средств городского электрического транспорта широкому кругу негосударственных образовательных учреждений.

 

Для них установят особые лицензионные требования:

  • внедрение в учебный процесс автоматизированной информационной системы, позволяющей осуществлять мониторинг и планирование обучения, направленные на повышение успеваемости;
  • наличие электронных учебно-методических пособий с анимационными эффектами и видеоконтентом, охватывающим весь учебный процесс, обеспечение данными учебными пособиями каждого обучающегося (слушателя);
  • наличие единой тестирующей программы с анимационными эффектами для определения освоения знаний на курсах повышения квалификации;
  • обеспечение каждого преподавателя учебными программами, подробными технологическими картами, включающими в себя инструкции по использованию различных педагогических технологий;
  • наличие 2-х и более аудиторий с площадью не менее 40 кв. м. каждая, расположенных на одной территории;
  • наличие в каждой аудитории видеопроектора, компьютеров, системы аудио- и  видео наблюдения, наглядных пособий по Правилам дорожного движения, а также системы записи процесса для обеспечения прозрачности учебного процесса и итогового тестирования;
  • наличие отдельной аудитории для итогового тестирования знаний обучающихся, оборудованной компьютерами.

 

Важно! До 1 июня исключительное право осуществлять деятельность по повышению квалификации лиц (водителей), управляющих автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, остается за ООО «Avtotest Report» и организациями, в уставном фонде которых не менее 51% долей (акций) принадлежит ООО «Avtotest Report». Также наряду с ними до 1 июня подготовку и переподготовку водителей автомототранспортных средств и средств городского электрического транспорта будут осуществлять только государственные образовательные учреждениями, а также ОСО «Ватанпарвар», Акционерной компанией «Тошшахартрансхизмат», Ассоциацией «Transkasb» и Добровольным обществом автомотолюбителей Республики Узбекистан (см. ПКМ № 325 от 31.12.2010 г.).

 

Кто платит за повышение квалификации

 

За лиц, управляющих автотранспортными средствами, принадлежащими юридическим лицам, повышение квалификации оплачивает работодатель. Остальные граждане (лица, лишенные права вождения – ред.) проходят повышение квалификации за свой счет.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 26.02.2018 г.

 

С полным текстом документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».

 

Самир Латыпов.