Подписано постановление Президента от 3.11.2017 г. «О мерах по дальнейшей либерализации внешнеторговой деятельности и поддержке субъектов предпринимательства». Об этом сообщает УзА.
Напомним, мы уже публиковали обзор документа на стадии его проектного обсуждения. Но к моменту подписания он претерпел существенные изменения.
В принятом варианте допустимый срок дебиторской задолженности в 120 дней распространен только на экспортные контракты (в проекте этот срок предлагалось применять ко всем внешнеторговым операциям, т.е. и на импорт тоже). Изменен и момент отсчета данного срока:
- для экспорта работ и услуг – с момента подписания акта приема выполненных работ;
- для экспорта товаров – с момента оформления грузовой таможенной декларации.
Примечание: срок не распространяется на товары, вывозимые учредителями-резидентами Узбекистана в адрес организаций за рубежом (торговые дома, торговые представительства, дочерние предприятия, фирменные магазины, дилерские сети и консигнационные склады), а также членами ТПП в адрес торгово-инвестиционных домов Палаты. За просрочку будут применяться финансовые санкции.
Субъекты предпринимательства получили право осуществлять экспорт товаров, работ и услуг за иностранную валюту без предварительной оплаты, открытия аккредитива, оформления гарантии банка и наличия полиса по страхованию экспортного контракта от политических и коммерческих рисков. Исключение – сырьевые товары: свежая плодоовощная продукция и товары, указанные в приложении к принятому постановлению (в проекте исключение составляли товары, указанные в приложениях №№ 1, 2 и 4 к Указу Президента от 10.10.1997 г. № УП–1871).
При образовании просроченной дебиторской задолженности само право на экспорт сохраняется. В проекте указывалось, что всем экспортерам запретят экспорт в адрес иностранного партнера-должника. Такой запрет введен только для экспортеров отдельных видов сельхозпродукции. Подробнее – здесь. Однако если просроченная «дебиторка» есть, потребуется весь пакет указанных выше документов.
Без корректировки проекта было установлено, что:
- таможенное оформление на экспорт разрешается без справки о расчетах в ЕЭИСВО (кроме экспорта сырьевых товаров, а также товаров, экспортируемых на основании инвойса);
- за образование просроченной «дебиторки» по внешнеторговым операциям отвечают непосредственно субъекты предпринимательства. А ответственность импортера здесь приравнена к ответственности экспортера;
- в случае возникновения действий непреодолимой силы (форс-мажор) срок поступления выручки в иностранной валюте продлевается на период длительности действия непреодолимой силы, подтвержденный уполномоченным органом государства, где это действие имело место;
- при поступлении на счет экспортера товаров, работ и услуг суммы страхового возмещения (в национальной и/или иностранной валютах) по полису страхования экспортного контракта, сумма дебиторской задолженности по данному экспортному контракту для целей применения финансовых санкций уменьшается на сумму поступившего страхового возмещения;
- отменяется требование по обязательному представлению импортерами экспортной грузовой таможенной декларации для подтверждения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Узбекистана с применением льгот по таможенным платежам;
- отменяется требование по выдаче разрешения органами государственной таможенной службы на реэкспорт товаров, находящихся под таможенным режимом «временный ввоз»;
- субъекты предпринимательства вправе с 1.12.2017 г. осуществлять экспорт товаров (за исключением сырьевых товаров), работ и услуг без заключения экспортного контракта, на основании инвойсов, с внесением информации в ЕЭИСВО после осуществления 100% предоплаты на счета экспортеров в банках Узбекистана.
Не получили одобрения предложения разработчиков проекта о:
- предоставлении субъектам предпринимательства права выбора условий оплаты по заключенным ими внешнеторговым контрактам;
- отмене лицензионного требования по формированию уставного фонда для оптовой торговли. Таким образом, для получения лицензии на оптовую торговлю по-прежнему необходимо формировать уставный фонд в размере 3500 МРЗП, из которых 1200 МРЗП – деньгами.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Самир Латыпов.