Теперь они также должны платить налог на имущество и земельный налог по повышенным ставкам. А при налоговой задолженности свыше 100 МРЗП на объект через суд обратят взыскание в счет погашения долгов (см. ПП-4064 от 18.12.2018 г.).
Напомним, с 15 сентября 2018 года к юридическим лицам – собственникам неиспользуемых объектов применяются меры воздействия: их переводят с упрощенного порядка налогообложения на общеустановленный, а налог на имущество и земельный налог взимаются в повышенном размере, в зависимости от срока, в течение которого объект «простаивает» (см. ПП-3928 от 4.09.2018 г. и обзор).
Действующий порядок скорректирован, в результате чего:
во-первых, повышающие коэффициенты к установленным ставкам налога на имущество и земельного налога теперь применяются также к физическим лицам – собственникам незавершенных строительством объектов, пустующих зданий, сооружений нежилого назначения и неиспользуемых производственных площадей (независимо от основания возникновения права собственности и занимаемой площади). Указанные налоги с них взимаются сначала в 2-кратном, по истечении полугода – в 5-кратном, а по истечении года и в последующем – в 10-кратном размере.
Механизм в данном случае не отличается от применяемого к юридическим лицам. Выявлять неиспользуемые объекты, которые принадлежат физическим лицам, будут путем сплошной инвентаризации. Затем у собственников запросят конкретный «план действий» по обнаруженному объекту с указанием конкретных источников финансирования, обоснованием сроков и других расчетов. На основании этих данных разрабатывается и утверждается «дорожная карта» и инвестиционный проект. В отношении собственников, не представивших в 2-месячный срок или не реализовавших инвестпроект, готовится заключение о применении мер воздействия. Со следующего месяца (с момента получения заключения) налоги уплачиваются в повышенном размере.
Наряду с этим по объекту частной собственности, на котором не реализован или не представлен инвестпроект, будет проверяться налоговая задолженность. Если она превышает 100 МРЗП, то на данный объект в судебном порядке обратят взыскание в счет ее погашения;
во-вторых, меры воздействия теперь применяются только к частным собственникам неиспользуемых объектов. Это значит, что на государственные предприятия, где учредителем является Кабинет Министров или уполномоченные им госорганы, данный порядок больше не распространяется. Однако на практике могут возникнуть вопросы о переводе на общеустановленную систему налогообложения и уплаты налога на имущество и земельного налога по повышенным ставкам субъектами, в уставном капитале которых наряду с частными инвесторами имеется доля государства.
Дело в том, что единых критериев и подходов в отношении того, кто считается «частным» в данном случае нет. Подробнее о проблематике мы уже писали ранее. С 1 апреля 2017 года в свидетельстве о государственной регистрации субъекта предпринимательства (гувохнома) перестали указывать код по Классификатору форм собственности. Отсутствует эта информация и в утвержденной форме выписки из Единого государственного реестра субъектов предпринимательства.
В этой связи снять вопросы можно только указанием предельного размера государственной доли в уставном капитале юридического лица в контексте применения той или иной правовой нормы (см. например, абз. 5, 6 подп. «а» п. 1 УП-5564 от 30.10.2018 г.; абз. 2 п. 1 ПП-4059 от 12.12.2018 г. и т.д.).
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 19.12.2018 г.
Олег Заманов.