Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЧем отличаются правила начисления амортизации в целях бухучета и налогообложения К каким видам доходов можно применить льготу по налогу на прибыль участникам СЭЗ Как использовать гарантийное удержание в хозяйственных договорах

Исполнительное производство модернизируется

27.11.2020

Читать на узбекском языке

 

Принят Указ Президента от 24.11.2020 г. № УП–6118 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

 

В документе закреплен статус Бюро принудительного исполнения и его директора, принцип невмешательства в процесс принудительного исполнения и недопустимости незаконного воздействия на госисполнителя. Но над ведомством устанавливается парламентский контроль – с 2021 года начальники территориальных управлений и районных (городских) отделов БПИ каждые полгода будут представлять отчет о своей работе соответственно Жокаргы Кенесу Каракалпакстана, Кенгашам народных депутатов областей, районов и городов.

 

Образуются республиканский и территориальные советы по повышению эффективности исполнения судебных актов и актов иных органов. Они выполняют консультативные и экспертно-аналитические функции, координируют работу органов БПИ без права принимать решения или давать указания о приостановлении исполнительного производства. Минимум раз в месяц проводятся заседания советов, где могут присутствовать главы госорганов, представители общественных организаций и СМИ.

 

Определена подведомственность исполнительных документов органам БПИ по территориальности и категориям:

Центральный аппарат БПИ

Территориальные управления БПИ

Районные (городские) отделы БПИ

  • исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся в разных областях, в том числе должников с солидарной ответственностью;
  • исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы, составляющей 100 тыс. БРВ и более на день их представления;
  • исполнительные документы, выданные в отношении иностранных государств, их государственных органов, дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, аккредитованных в Узбекистане, международных правительственных организаций и их представительств, а также их работников, обладающих дипломатическим иммунитетом;
  • исполнительные документы, имеющие особо важное значение и переданные из территориальных подразделений на основании постановления Главного государственного исполнителя либо его заместителя
  • исполнительные документы, выданные в отношении нескольких должников, находящихся разных районах (городах), в том числе должников с солидарной ответственностью;
  • исполнительные документы, предусматривающие взыскание суммы от 50 тыс. до 100 тыс. БРВ на день их представления;
  • исполнительные документы в отношении должника-юрлица, являющегося по исполнительному документу резидентом иностранного государства;
  • исполнительные документы, имеющие особо важное значение и переданные из районных (городских) отделов на основании постановлений главных государственных исполнителей Каракалпакстана, областей и Ташкента либо их заместителей

иные исполнительные документы, не подведомственные центральному аппарату или территориальным управлениям БПИ

При этом независимо от установленной подведомственности документ может быть передан в производство:

  • центрального аппарата или определенного органа БПИ – на основании поручения Генерального прокурора либо постановления Главного государственного исполнителя;
  • территориального управления или районного (городского) отдела БПИ – на основании постановлений главных государственных исполнителей Каракалпакстана, областей и Ташкента либо их заместителей.

 

В очередной раз пересмотрены полномочия органов БПИ:

во-первых, с 1 ноября они не занимаются обеспечением полноты и своевременности взыскания с населения обязательных платежей за услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов. Теперь это задача организаций, оказывающих данные услуги. А центры по организации услуг санитарной очистки при территориальных органах Госкомэкологии ведут единую биллинговую систему учета платежей и задолженности, а также взыскивают долги в судебном порядке;

во-вторых, выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений, связанных с пользованием электрической, тепловой энергией и газом, – компетенция органов внутренних дел, а преступлений в той же сфере – Департамента по борьбе с экономическими преступлениями и его территориальных подразделений.

 

Ряд изменений вводится с 1 декабря 2020 года:

а) новый порядок распределения следующих средств:

  • поступления по исполнительным документам о взыскании ущерба, нанесенного государству в результате совершения преступления;
  • госпошлины, уголовные и административные штрафы и иные виды взысканий в пользу государства;
  • средства от реализации арестованного имущества, подлежащего обращению в доход государства.

Они аккумулируются на отдельном казначейском счете, после чего 30% в Ташкенте и 50% в остальных регионах республики перечисляется пропорционально на расчетные счета, открытые для поддержки граждан, включенных в «Темир дафтар», «Аёллар дафтари» и «Ёшлар дафтари». Остальное распределяется между получателями и уровнями бюджетов бюджетной системы;

б) исполнительные документы о наложении административного штрафа представляются в органы БПИ после истечения сроков добровольной уплаты. К ним обязательно прилагается документ, подтверждающий вручение или направление правонарушителю постановления о наложении штрафа с уведомлением его о возможности добровольной уплаты;

в) имущество должников, арестованное в ходе принудительного исполнения, выставляется на первоначальный онлайн-аукцион, проводимый по принципу повышения цены, со скидкой 30% от стартовой цены, а по исполнительным документам о взыскании в Госбюджет – до 50% по решениям территориальных советов. Исключение составляют исполнительные документы о взыскании задолженности, обеспеченной заложенным имуществом;

г) устанавливаются новые размеры исполнительского сбора, взыскиваемого по исполнительным документам имущественного характера:

  • 5% от взыскиваемой суммы – по документам, предусматривающим взыскание не более 1 000 БРВ;
  • 2% от взыскиваемой суммы – по исполнительным документам, предусматривающим взыскание свыше 1 000 БРВ.

Напомним, сейчас исполнительский сбор по исполнительным документам имущественного характера составляет 1% от взыскиваемой суммы с должника-физлица и 2% – с должника-юрлица.

При  объединении исполнительных производств, на которые наложен исполнительский сбор, его размер не изменяется;

д) по исполнительным документам, находящимся в производстве органов БПИ, в Фонд развития Бюро принудительного исполнения отчисляется:

  • 100% сумм исполнительского сбора, налагаемых работниками БПИ;
  • 5% от сумм, взысканных в Госбюджет от ведения исполнительных производств (кроме взыскания налоговой задолженности за счет реализации имущества должников).

 

В более отдаленной перспективе – с 1 марта 2021 года:

а) должники смогут платить алименты через Единую информационную систему исполнения и контроля за алиментными обязательствами. Деньги будут поступать на отдельные банковские счета, после чего перечисляться на банковскую карту получателя алиментов, оформленную БПИ;

б) в рамках принудительного исполнения реализовывать имущество на комиссионно-договорных основах будут только торговые организации, внедрившие электронную систему дистанционного онлайн-мониторинга процессов от принятия до реализации имущества. При выборе торговых точек преимущество у торговых организаций, занимающихся реализацией имущества через интернет-магазины;

в) в исполнительных документах в обязательном порядке начнут указывать:

  • ПИНФЛ граждан Узбекистана и реквизиты иных документов, удостоверяющих личность, остальных физлиц;
  • ИНН должников-юрлиц.

 

Запланирована масштабная законотворческая работа. В частности, в течение 3 месяцев должны разработать законопроект, расширяющий применение института добровольного исполнения судебных актов без мобилизации принудительной силы государства. А до 1 сентября 2021 года в Законодательную палату внесут проект Кодекса об исполнительном производстве.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 25.11.2020 г.

 

Олег Заманов.