Процесс исполнения судебных актов и актов иных органов усовершенствуют. Намечен комплекс мер, внедряемых в три этапа. Это вытекает из постановления Президента от 12 марта 2019 года, размещенном на УзА.
Во-первых, с 1 апреля в процесс принудительного исполнения судебных актов и актов иных органов внедряется институт медиации. При этом по заявлению взыскателя исполнительное производство приостановят на срок не более 15 дней. В процесс запрещено вмешиваться госисполнителю и другим представителям госорганов.
Если стороны оформят соглашение о предмете исполнения на любом этапе, производство прекратят. Если согласия не достигнут, одна из сторон откажется продолжать медиацию или истечет срок, – исполнительное производство возобновят. Повторных процедур медиации не будет.
Во-вторых, с 1 июня вопрос о возбуждении исполнительного производства решается в течение 1 рабочего дня с момента поступления исполнительного документа (сейчас – 3 дня). Исполнительные действия можно будет отложить дважды (сейчас лишь указан срок, на который могут отложить, – не более 10 дней).
Устанавливается срок, в течение которого назначенный для участия в производстве специалист обязан предоставить свое письменное заключение, – 15 рабочих дней со дня ознакомления с постановлением исполнителя.
В-третьих, с 1 октября внедряется Единая электронная база исполнительных документов. В нее интегрируют соответствующие системы баз данных и будут вносить:
- все исполнительные документы, поступившие на исполнение;
- сведения об административных штрафах, наложенных и взысканных уполномоченными органами (должностными лицами);
Постановления о применении административных штрафов уполномоченных органов (должностных лиц), не исполненные в добровольном порядке в установленный срок, автоматически направляются в информационную систему Бюро принудительного исполнения в виде электронного документа для принудительного исполнения.
Если в исполнительных документах указана электронная почта или мобильный телефон взыскателя или должника, уведомление о возбуждении исполнительного производства направят на e-mail или в виде SMS-сообщения.
В отделах БПИ Яккасарайского района столицы и города Навои в качестве эксперимента распределять исполнительные документы среди госисполнителей начнут посредством автоматизированной системы. Эксперимент продлится до 1 марта 2020 года, по его итогам будет приниматься решение о внедрении такой практики во всех подразделениях.
В ближайшей перспективе планируют:
- запустить на сайте БПИ и ЕПИГУ услугу по автоматизированному мониторингу хода совершения исполнительных действий;
- ввести порядок продажи имущества, передаваемого на реализацию на договорно-комиссионных началах, через интернет-магазины;
- внедрить единую электронную информационную систему ведения учета имущества, на которое обращено взыскание, для мониторинга его движения от выставления на торги до реализации;
- создать отдельную платформу на ЕПИГУ для оплаты госпошлин, административных штрафов и иных платежей, взыскиваемых в ходе исполнительного производства, с помощью электронных платежных систем;
- ввести упрощенный порядок исполнения постановлений о наложении административного штрафа: нарушителей, добровольно оплативших 70% в течение 15 дней со дня вручения постановления, освободят от оставшейся суммы. Это не будет действовать, если штраф наложен судом; постановление обжалуется или опротестуется; то же правонарушение совершено повторно в течение года после административного взыскания;
- разработать Кодекс об исполнительном производстве, предусматривающий систематизацию процессуальных норм в сфере исполнения судебных актов и актов иных органов, а также обеспечение их прямого действия.
Олег Заманов.