В распоряжении Президента от 28.03.2018 г. № Р–5239 намечены ключевые положения и сроки реализации Концепции совершенствования нормотворческой деятельности.
Напомним, ее принятие заложено в пункте 1 Госпрограммы на 2018 год, а работа над Концепцией должна завершиться к 1 августа.
Решением главы государства создана Рабочая комиссия под председательством Спикера Законодательной палаты. Она проведет глубокий критический анализ существующей системы нормотворческой деятельности, изучит зарубежный опыт, а также привлечет отечественных и зарубежных специалистов. Проект Концепции вынесут на общественное обсуждение и разместят в сети Интернет.
Документ будет рассчитан на долгосрочную перспективу – вплоть до 2027 года. И хотя его текст еще не готов, в принятом распоряжении и Госпрограмме на 2018 год уже обозначены ключевые положения, которые должны войти в итоговый вариант Концепции.
Например, создадут методологию «умного регулирования» (максимально прозрачного и эффективного при достижении конечных целей – ред.) и анализа воздействия принятых решений. Также освоят современные инструменты законотворчества. Среди них:
- «оne in two out» – при принятии одного нового правила отменяются два устаревших (этим обеспечивается сокращение административных издержек);
- «sunset clauses» – по истечении определенного периода времени норма утрачивает свою силу либо должна быть пересмотрена с учетом оценки ее эффективности (так предотвращается «устаревание» норм);
- «open ended» – при необходимости в правило вносятся изменения и дополнения без ограничений.
Важно! Если ранее говорилось только о сокращении практики принятия нормативно-правовых актов министерствами, государственными комитетами и ведомствами, то в принятом распоряжении речь идет о ее полном исключении. Ведомственное нормотворчество должно «кануть в лето». Кроме того, станет меньше актов Президента, Правительства, органов государственной власти на местах. Им на смену придут систематизированные, кодифицированные законы прямого действия. Эти законы будут более детализированными, для их применения не потребуется принятия дополнительных актов законодательства.
Примечательно, что разработают также порядок лоббирования – внесения и продвижения законодательных инициатив. Сейчас правом законодательной инициативы обладают 8 субъектов: Президент, Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, депутаты Законодательной палаты, Кабинет Министров. Конституционный суд, Верховный суд и Генеральный прокурор. В перспективе этот перечень может расширится, а взаимоотношения между данными органами и лицами, заинтересованными в принятии того или иного закона, получат правовую регламентацию.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 28.03.2018 года.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Самир Латыпов.