Принято постановление Президента от 6.11.2020 г. № ПП-4884 «О дополнительных мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания». Документ направлен на исполнение Указа Президента от 6.11.2020 г. № УП-6108.
На базе секторов по организации педагогико-психологической диагностической деятельности районных (городских) отделов народного образования образуются центры социально-психологической поддержки детей (без статуса юрлица). Их деятельность координируется Республиканским центром профориентации и психолого-педагогической диагностики учащихся при Министерстве народного образования. В 2021/2022 учебном году параметры приема по направлениям образования в сфере психологии на основе госзаказа увеличиваются на 30%.
Институт переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов системы народного образования им. А. Авлони реорганизуется в Научно-исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования им. А. Авлони при МНО. Институт – головное образовательное учреждение и осуществляет руководство учебной, методической и научной деятельностью региональных центров по переподготовке и повышению квалификации работников народного образования Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента.
Для проведения эксперимента по внедрению Национальной учебной программы Республиканский центр образования наделен дополнительными полномочиями. В их числе:
- проведение экспертизы готовых учебников и методических пособий для учителей;
- вынесение заключений об их применении в системе образования;
- осуществление руководства деятельностью по апробации учебных планов, программ, готовых учебников и методических пособий для учителей.
С 1 января 2021 года:
а) внедряется новый порядок составления и проведения экспертизы тестовых заданий для поступления в государственные вузы, в соответствии с которым:
- тестовые задания составляются на основе гособразовательных стандартов и учебных программ;
- содержание тестовых материалов приводится в соответствие с учебными планами предметов в системе общего среднего образования;
- одновременно с тестовыми заданиями по оценке уровня освоения абитуриентами теоретических знаний разрабатываются тестовые задания, основанные на компетенциях, оценивающие способности логического мышления, решения задач и примеров, а также уровень подготовки к следующему этапу образования;
- за счет совершенствования программы ABITUR разрабатывается новый программный продукт, и отборочные тестовые испытания на 2021/2022 учебный год проводятся на основе новых тестовых вопросов;
б) образуются фонды стимулирования работников народного образования при районных (городских) отделах народного образования без статуса юрлица.
В документе также содержатся поручения уполномоченным ведомствам:
а) до 1 января 2021 года – изучить опыт Финляндии в сфере образования для его внедрения в систему образования Узбекистана;
б) до 1 марта 2021 года – разработать проект Закона «О статусе педагогических работников»;
в) до 1 июня 2021 года:
- трансформировать процесс повышения квалификации работников народного образования в систему непрерывного повышения квалификации по принципу «образование в течение жизни»;
- внедрить программы индивидуального развития работников народного образования на основе диагностики профпотребностей;
- поэтапно внедрить кредитно-модульную систему в процесс повышения квалификации работников народного образования;
- запустить специальную электронную платформу «Узлуксиз касбий таълим»;
г) до 1 августа 2021 года – обеспечить взаимосвязь учебных программ обязательной бесплатной годичной подготовки детей к начальному образованию и начального образования;
д) до 1 сентября 2021 года:
- разработать и совершенствовать образовательные программы и сборники учебных материалов профобразования;
- закрепить профшколы за работодателями для организации производственной практики, исходя из территориального расположения и подготавливаемых рабочих профессий;
- разработать отдельную электронную платформу, дающую возможность улучшать методическое обеспечение и доступ к новым образовательным ресурсам;
е) с 2021/2022 учебного года:
- ввести в практику модули педагогической подготовки для студентов непедагогических направлений образования бакалавриата вузов;
- оцифровать и сформировать электронную платформу учебников, учебно-методических и других пособий, имеющихся в базе информационно-ресурсных центров вузов, а также внедрить единую информационно-поисковую систему по данной литературе;
- разработать и внедрить в практику электронные модули лекций, практических (семинарских) и лабораторных занятий, а также самостоятельных работ в разрезе каждого предмета;
- поэтапно увеличить доли групп с иностранным языком обучения;
- проводить прием иностранных студентов в государственные вузы 2 раза в год в начале каждого семестра;
ж) до 1 января 2022 года – внедрить современную форму обучения и новые педагогические и информационные технологии в систему дошкольного образования, в том числе:
- разработать критерии и показатели оценки развития детей дошкольного возраста на основе международных стандартов и требований;
- запустить информационную систему управления «Болалар богчаси» по мониторингу процессов развития и охвата детей дошкольным образованием;
- внедрить электронные платежные системы по оплате дошкольных образовательных услуг;
- интегрировать информационно-управленческую систему сферы дошкольного образования с информационными системами других министерств и ведомств.
Постановлением также утверждена Программа комплексных мер, направленных на дальнейшее совершенствование сфер образования и воспитания, и науки.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 7.11.2020 г.
Эльмира Сиразиева.