Президент подписал Указ от 16.08.2024 г. № УП-111 «О мерах по обеспечению стабильности, повышению качества и эффективности правового регулирования общественных отношений».
С 1 октября 2024 года вводится оценка регуляторного воздействия проектов НПА:
- в упрощенном порядке перед разработкой проекта оцениваются следующие регуляторные инструменты и по результатам оценки получается предварительное заключение Минюста:
- определение обязанностей, требований, запретов, ответственности или иных ограничений, их изменение или применение мер воздействия, связанных с соблюдением требований или обеспечением их исполнения;
- введение льгот, преференций и других видов господдержки, предоставляемых субъектам предпринимательства, расширение или сокращение сферы их применения;
- в расширенном порядке оцениваются следующие проекты НПА:
- проекты, признанные по результатам упрощенной оценки имеющими высокий уровень экономического и социального воздействия, а также воздействия на окружающую среду;
- проекты, признанные подлежащими расширенной оценке по поручениям палат Олий Мажлиса, Администрации Президента и Кабмина, а также по предложениям органов в сфере оценки, общественности и других заинтересованных сторон.
Начиная с 2025 года после вступления в силу НПА, регулирующего общественные отношения, устанавливающего правовые нормы:
- в целях анализа достижения целей принятия НПА, обеспечения его исполнения и сбора статистических данных для оценки ежегодно ответственным госорганом проводится мониторинг;
- в целях определения достижения целей и эффективности принятия НПА каждые три года ответственным госорганом проводится оценка подзаконных актов;
- в принятом НПА указывается ответственный за мониторинг и оценку госорган;
- результаты мониторинга и оценки предоставляются Минюсту и публикуются на сайте ответственного госоргана.
Также при разработке проектов НПА, в том числе их оценке, к процессам сбора данных (опросам, обсуждениям в фокус-группах и другим) широко привлекаются научные организации и ННО.
С 1 октября 2024 года:
- по проектам законов госорганы в обязательном порядке получают заключения государственных экспертных научно-исследовательских учреждений в данной области;
- заключения и материалы по результатам обсуждений в обязательном порядке прилагаются при внесении проекта в Минюст и органы, принимающие данный акт.
В составе Секретариата Премьер-министра создается Отдел оценки регуляторного воздействия и антикоррупционной экспертизы.
На структурные подразделения по стратегическому планированию и методологии центральных аппаратов министерств и ведомств возлагаются следующие дополнительные задачи:
- внедрение инструментов «умного регулирования» в нормотворческую деятельность;
- формирование сведений о проектах, планируемых к разработке организацией, и включение их в Программу планирования;
- обеспечение проведения оценки НПА и их проектов, а также оказание методической поддержки нормотворческой деятельности организации;
- мониторинг исполнения актов законодательства, в том числе изучение и анализ правоприменительной практики, разработка предложений по обеспечению ее стабильности.
Данные подразделения комплектуются (как правило) специалистами сферы, работниками по специальностям «экономист», «юрист». Также эти специалисты будут повышать квалификацию не реже одного раза каждые 2 года.
Кроме того, внедряется Рейтинг оценки регуляторного воздействия проектов актов законодательства. Его будут вести на основе критериев оценки, указанных тут.
Работникам госорганов, занявшим первые три места в Рейтинге, будет предоставлено вознаграждение в размере не менее трехкратной зарплаты.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 16.08.2024 г.
Собир Нурбердиев.