Подписан Указ Президента от 10.10.2019 г. № УП-5848 «О мерах по совершенствованию механизмов привлечения средств внешнего безвозмездного содействия и работы с донорами».
В рамках работы в этом направлении разграничена компетенция:
- Министерство инвестиций и внешней торговли (Минвнешторг) – уполномоченный орган по координации процессов проработки, предварительного отбора и согласования проектных инициатив, предлагаемых к финансированию за счет грантов, обеспечению учета проектов внешнего безвозмездного содействия и мониторинга за их реализацией, выработке предложений по развитию и повышению эффективности сотрудничества государства с донорами;
- Министерство иностранных дел совместно с загранучреждениями – содействует Минвнешторгу, инициаторам проектов, отраслям и регионам в привлечении потенциальных иностранных доноров;
- Министерство финансов – ежегодно при формировании параметров Госбюджета предусматривает и обеспечивает своевременное выделение средств на покрытие расходов, связанных с исполнением инициаторами проектов своих обязательств по соглашениям о привлечении грантов: уплата обязательных платежей, прохождение разрешительных процедур, транспортировка, сопровождение и хранение товаров, монтаж, наладка, сборка, установка оборудования и другие расходы, связанные с реализацией проектов. Также Минфин контролирует целевое использование грантов и принимает меры по профилактике и предупреждению правонарушений в данной сфере.
Дальнейший алгоритм действий инициаторов проектов – госорганов и организаций, органов исполнительной власти на местах – зависит от их размера гранта (по одному проекту):
- до 100 тыс. долл. США – самостоятельно привлекают грант и ведут переговоры с донорами. При этом они обязаны направить в Минвнешторг копии проектных инициатив доноров – в течение 1 дня со дня их поступления, а также копии уже подписанных соглашений с ними;
- 100 тыс. долл. США и более – привлекают гранты путем их включения в соответствующие программы, разрабатываемые и утверждаемые Минвнешторгом. При этом они должны обеспечить их своевременную разработку, представление для включения в программы, качественную подготовку проектной документации, безусловное и качественное выполнение всех мероприятий.
До 1 августа 2020 года должны разработать и внедрить информационную систему «Электронное согласование, мониторинг и учет проектов внешнего безвозмездного содействия». С начала 2021 года согласование, формирование и утверждение вышеуказанных программ будет происходить исключительно в электронном виде через эту инфосистему.
Предусмотрены и структурные преобразования. Бюро координации технического содействия Комиссии Европейского союза в Узбекистане при Кабинете Министров упраздняется. Его права, обязанности, штатная численность и имущество (здания и сооружения) переходят Минвнешторгу, в структуре которого создан Департамент координации внешнего безвозмездного содействия.
Наряду с этим с 1 декабря 2019 года:
- срок заблаговременного направления в МИД запросов по вопросам организации визитов в Узбекистан делегаций доноров и их встреч с официальными лицами, а также организации поездок в регионы страны сокращается с 30 до 15 рабочих дней;
- отменяется обязанность предоставления получателями грантов выписок с банковских счетов, а также информации и ведомственной отчетности о средствах технического содействия в Казначейство Минфина;
- получатели грантов ежеквартально (не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) предоставляют в Минвнешторг сведения о полученных и освоенных грантах и реализуемых проектах внешнего безвозмездного содействия;
- работники, непосредственно участвовавшие в привлечении и освоении грантов, могут получить единовременное вознаграждение – до 15 МРОТ, но не более 2% от суммы освоенного гранта. Премия выплачивается за обеспечение качественной и своевременной реализации проектов внешнего безвозмездного содействия и достижение утвержденных целевых показателей. Правом премирования наделены руководители госорганов и организаций, органов исполнительной власти на местах. Источники выплат – внебюджетные средства организаций, дополнительные источники местных бюджетов, гранты, иные незапрещенные источники;
- инициаторы проектов вправе покрывать расходы, связанные с исполнением их обязательств, по соглашениям о привлечении грантов за счет внебюджетных фондов, свободных остатков перевыполнения прогнозных показателей доходов местных бюджетов и других незапрещенных источников.
Вкладом Узбекистана в реализацию включенных в программы проектов являются средства, высвобождаемые в результате предоставления льгот и преференций. В частности:
во-первых, многократные визы и временная прописка (включая ее продление) иностранным специалистам-участникам проектов оформляются, выдаются и продлеваются без взимания госпошлины;
во-вторых, транспорт, приобретенный в рамках проектов, регистрируется без взимания обязательных платежей и сборов, кроме платы за выдачу свидетельства о регистрации автомототранспортного средства и государственных регистрационных номерных знаков;
в-третьих, разовая регистрация лекарств, медизделий и медтехники с выдачей регистрационного удостоверения, а также признание результатов зарубежной регистрации лекарств в рамках проектов происходит без включения в госреестр и взимания установленных сборов.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 11.10.2019 г.
Олег Заманов.