Приказом директора НАПУ утвержден новый порядок выдачи квалификационного сертификата оценщика (рег. № 3063 от 29.08.2018 г.).
От редакции: Этот документ и 75 000 других нормативно-правовых актов с разъяснениями собраны в ИПС «Законодательство РУз». Скачайте демонстрационную версию здесь (32,1 МБ).
Постановлением Президента от 1.06.2018 г. № ПП–3764 приняты меры по дальнейшему развитию рынка оценочных услуг. В частности, с 1 июля т.г. в Научно-образовательном центре корпоративного управления (далее – Центр) запущены специальные курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации оценщиков. При успешной сдаче экзамена по итогам прохождения курсов Центр выдает квалификационные сертификаты сроком на 5 лет. Лица, уже получившие сертификаты до введения нового порядка, могут не переоформлять их, ежегодно проходя курсы повышения квалификации в Центре.
Посмотрим, что изменилось во вновь утвержденной процедуре выдачи сертификата оценщика по сравнению с ранее действующей.
1. Требования, предъявляемые к претендентам, остались прежними. Но есть одно дополнение. Наряду с лицами, имеющими международный сертификат оценщика, к сдаче экзамена без прохождения курса переподготовки теперь допускаются и претенденты, имеющие высшее образование по специальностям:
- «Оценочное дело: Оценочная деятельность и риэлторство (по объектам) (5А231501)»;
- «Экспертиза и управление недвижимостью: Оценка и управление недвижимостью (5А340901)».
При этом требование по стажу работы в должности оценщика или его помощника не менее 1 года из последних 5 лет для них сохранено.
2. Перечень подаваемых документов для сдачи экзамена также не изменился. А в связи с тем, что в республике внедряется система электронного учета трудового стажа, наряду с копией трудовой книжки можно будет предъявлять выписку из системы «Электронная трудовая книжка».
Иностранные лица и лица без гражданства в качестве документа, удостоверяющего личность, предъявляют вид на жительство.
Документы можно подать по электронной связи.
3. Организационные изменения. Численный и персональный состав экзаменационной комиссии, список вопросов утверждает директор Центра по согласованию с НАПУ. В состав комиссии в обязательном порядке входят работники НАПУ и Центра, а также представители объединения оценочных организаций и оценщиков.
При сдаче экзамена предъявляются оригиналы паспорта, документа об образовании, трудовой книжки, сертификата о прохождении курса переподготовки (ранее – только паспорт). При отсутствии этих документов претендент считается не явившимся и переносится на следующую очередь сдачи экзамена, о чем уведомляется лично либо через почту или «электронку» в течение 3-х рабочих дней.
4. Ранее квалификационный экзамен проводился путем компьютерного тестирования. Сейчас экзамен состоит из защиты проекта и собеседования по экзаменационным вопросам.
- Проект – это отчет об оценке, разработанный претендентом на основе «кейса», отобранного из опубликованных на веб-сайте Центра. Его защита осуществляется в формате презентации. По итогам защиты присваиваются баллы в количестве не более 50% от общей суммы итоговых баллов.
- Собеседование с претендентом проводится комиссией по экзаменационным билетам с вопросами. По его итогам присваиваются баллы также в количестве не более 50% от общей суммы баллов.
Итоговый балл за экзамен высчитывается из суммарного балла, выставленного всеми членами комиссии, который делится на количество членов комиссии. Претендент считается успешно сдавшим экзамен, если его итоговый балл составил более 70.
Важно! На протяжении экзамена в целях обеспечения его прозрачности и объективности ведется непрерывная видеозапись со звуком.
5. Порядок оформления и выдачи квалификационного сертификата, его продления и переоформления в целом не изменился. Новшество – внедрение системы категорирования оценщиков. О том, какие категории и в каком порядке присваиваются оценщикам, подробно говорилось в предыдущем обзоре.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 29.08.2018 г.
Ленара Хикматова.