Продолжаем разбирать Положение о порядке организации и проведения закупочных процедур (рег. № 3016 от 26.05.2018 г.). Документ подробно регулирует все виды государственных закупок. В этом обзоре изучим работу электронного аукциона на понижение стартовой цены.
Аукцион имеет ряд особенностей.
Во-первых, на нем государственные заказчики могут покупать только товары. Работы и услуги там закупать запрещено – субъекты предпринимательства могут продавать их только в электронном магазине, по конкурсу и тендеру.
Во-вторых, свойства товаров, закупаемых на аукционе, должны быть стандартными. При этом необходимость оценки и сопоставления технических, эксплуатационных и иных характеристик должна отсутствовать.
То есть заказчику не требуется составлять полноценное техническое задание. Вместе с тем он вправе подробно описать характеристики (спецификацию) предмета аукциона.
В-третьих, нижний порог стоимости товаров по одному договору для проведения электронного аукциона отсутствует. Это значит, что заказчик вправе провести аукцион вместо закупки в электронном магазине (это более упрощенная процедура закупок, с ее обзором можно ознакомиться здесь).
Данное обстоятельство важно учитывать в связи с тем, в аукционе отсутствует годовой лимит на приобретение товаров. В электронном магазине бюджетным и корпоративным заказчикам его установили в размере 2 500 МРЗП (на момент публикации – 430 млн 600 тыс. сумов). Поэтому крупные заказчики, скорее всего, будут стараться не расходовать этот лимит, чтобы оставить возможность делать непредвиденные срочные закупки в электронном магазине.
В-четвертых, на аукционе запрещаются закупки товаров на сумму:
- в 2,5 тыс. МРЗП и выше – для бюджетных заказчиков;
- в 5 тыс. МРЗП и выше – для корпоративных заказчиков.
В-пятых, аукцион проводится только в электронной форме на Специальном информационном портале государственных закупок.
Участие субъектов предпринимательства в аукционе начинается с получения электронной цифровой подписи, регистрации на портале и внесения авансовых платежей (включают комиссию оператора – 0,15% от суммы сделки и задаток – 3% от стартовой цены). Мы уже описывали данные процедуры в обзоре про электронный магазин. Для аукциона они идентичны.
На портале имеются 2 отдельных раздела для аукционов, проводимых бюджетными и корпоративными заказчиками. Там – объявления об аукционах, которые должны быть размещены не менее чем за 10 дней до их окончания. Объявления должны содержать:
- наименование и адрес государственного заказчика;
- первый и последний день аукциона (период проведения аукциона);
- стартовая цена предмета аукциона;
- характеристики предмета аукциона (спецификация предмета аукциона);
- разбивка предмета аукциона по лотам и размер каждого лота;
- сроки и условия поставки товаров;
- место (адрес) поставки товаров;
- требование о наличии лицензии или документа разрешительного характера (при необходимости);
- особые условия, характеризующие индивидуальные параметры товара.
В тексте объявления запрещается вносить требования, не имеющие отношения к предмету аукциона и ограничивающие конкуренцию среди участников. Все требования из объявления будут включены в будущий договор между заказчиком и победителем аукциона. Поэтому к их изучению необходимо подходить предельно внимательно.
Сам аукцион проводится путем пошагового снижения стартовой цены его участниками (потенциальными поставщиками). Размер шага аукциона – суммы, на которую снижается стартовая цена, – устанавливает оператор портала (УзРТСБ) по согласованию с НАПУ. Эта сумма не может быть выше суммы задатка – 3%. Сейчас шаг аукциона составляет 2% от стартовой цены.
Важно! Оператор портала не раскрывает заказчикам данные об участниках, а участникам данные друг о друге. Торг проходит инкогнито и до момента определения победителя закупочной процедуры участники не знают друг друга.
В отличие от электронного магазина на аукционе разрешается снижать цену неограниченное количество раз. Это разрешается делать до окончания срока проведения аукциона. Если в последние 5 минут поступит предложение, срок проведения аукциона продлевается еще на 5 минут. Так может продолжаться пока предложения не перестанут поступать либо цена не снизится до ничтожно малого значения.
Если цена предложения будет на 15% ниже стартовой цены аукциона, от участника требуется заблаговременно внести дополнительный задаток в размере разницы между ними. Когда дополнительного задатка нет, предложение автоматически отвергается.
После окончания аукциона объявляется его победитель – участник, предложивший наименьшую цену. С ним информационная система автоматически формирует типовой электронный договор с условиями, описанными в объявлении.
Важно! Согласно статьям 35 и 36 закона «О государственных закупках» государственный заказчик по итогам проведенных закупочных процедур принимает решение об акцепте выигравшего предложения в течение 1-го рабочего дня. Теоретически договор с победителем аукциона государственный заказчик заключать не обязан.
Если в аукционе никто не принял участие либо принял участие 1 участник, аукцион считается несостоявшимся и продлевается еще на 5 дней. Продление аукциона осуществляется заказчиком в течение 3-х дней с момента окончания предыдущего аукциона. При этом заказчик вправе пересмотреть стартовую цену, технические требования и особенности либо техническое задание.
Если повторный аукцион признан несостоявшимся «по причине отсутствия предложений участников», государственный заказчик вправе не продлевать аукцион далее, а провести другую закупочную процедуру – конкурс (см. статьи 52–57 закона «О государственных закупках»).
Важно! По смыслу статьи 48 закона «О государственных закупках» повторный аукцион признается несостоявшимся также, когда подано предложение от 1 участника. Однако в пункте 44 рассматриваемого Положения основания для признания повторного аукциона несостоявшимся сужены до «отсутствия предложений участников» («таклифлар мавжуд эмаслиги»), что может привести к неверному выводу, что при участии 1 участника аукцион может быть признан состоявшимся.
Конкурс после несостоявшегося аукциона проводится с учетом следующих особенностей:
- действуют суммовые критерии государственных закупок, установленные для аукциона статьей 46 закона «О государственных закупках»;
- объявление о проведении конкурса размещается государственным заказчиком на специальном информационном портале не менее чем за десять дней до даты окончания срока приема предложений от участников;
- для осуществления государственной закупки образуется закупочная комиссия в составе не менее пяти человек.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 28.05.2016 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в ближайшее время в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Самир Латыпов.