Утверждены критерии и механизм проведения возрастной классификации, маркировки информпродукции возрастным знаком, а также применение аппаратно-программных и технических средств защиты детей от вредной информации (ПКМ от 22.10.2018 г. № 848).
Постановление принято во исполнение Закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью». Его содержание освещалось в нашем обзоре, где указано, какая информация запрещена или ограничена для детей, и по каким возрастным категориям она классифицируется (0+, 7+, 12+, 16+, 18+).
Правительство конкретизировало порядок и критерии определения возрастной классификации размещаемой информации, утвердило механизм маркировки информации возрастными знаками, определило административные и программно-технические меры, применяемые при обороте информпродукции в общественных местах.
Также установлен порядок аккредитации Агентством по печати и информации (далее – УзАПИ) экспертов, привлекаемых для экспертизы и возрастной классификации информационной продукции.
Какая информация маркируется по возрастным категориям
Обязательной возрастной маркировке подлежат предназначенные для оборота:
- продукция СМИ;
- печатная продукция;
- аудиовизуальная продукция на любых видах носителей;
- информация, распространяемая с использованием программного обеспечения, размещаемая в сетях телекоммуникаций, в т.ч. в интернете;
- компьютерные игры;
- информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий.
Оборот – это предоставление и(или) распространение информпродукции, включая ее продажу (в т.ч. распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов информационно-библиотечных учреждений, публичный показ, публичное исполнение (в т.ч. посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в сетях телекоммуникаций и в интернете.
Требования по возрастной маркировке не распространяются на:
- информпродукцию с научной, научно-технической, статистической информацией или имеющюю значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
- учебные издания, рекомендованные к использованию в учебном процессе;
- издания, содержащие нормативно-правовые акты;
- информацию о состоянии окружающей среды или о деятельности госорганов;
- смс-сообщения от компаний сотовой связи.
Кто проводит возрастную классификацию
Применительно к теме нужно различать термины «классификация» и «экспертиза». Классификация осуществляется производителями/распространителями продукции самостоятельно либо с привлечением экспертов на платной основе. Экспертиза же проводится экспертами на предмет соответствия продукции присвоенной ей возрастной классификации по заявлениям физических и юридических лиц. По итогам экспертизы выдается заключение. Порядок возмещения расходов, связанных с проведением экспертизы, утвердят в месячный срок.
Статус эксперта подтверждается аттестатом об аккредитации. Сведения об экспертах (состав, ФИО, должности, звания, адреса электронной почты) содержатся в специальном реестре. Доступ к нему осуществляется через официальный веб-сайт УзАПИ.
Возрастная классификация информации – по установленным критериям
Отнесение информации к одной из 5-ти возрастных категорий производится по принятым критериям (см. таблицу ниже).
Возрастная категория |
Критерии классификации |
«0+» |
Информпродукция с информацией, не причиняющей вреда здоровью и развитию детей, в т.ч. содержащая оправданные ее жанром и(или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического, психического насилия (за исключением сексуального), при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и(или) осуждения насилия (кроме продукции, относящейся к другим возрастным категориям).
|
«7+» |
Информпродукция «0+». Информпродукция, содержащая оправданные ее жанром и(или) сюжетом: – кратковременные и ненатуралистические изображения или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых), их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства; – ненатуралистические изображения или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику; – не побуждающие к совершению антиобщественных действий, преступлений, эпизодические изображения или описание этих действий/преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к совершающим их лицам.
|
«12+» |
Информпродукция «0+» и «7+». Информпродукция, содержащая оправданные ее жанром и/или сюжетом: – эпизодические изображения или описание жестокости, насилия (за исключением сексуального) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве, отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого для защиты прав граждан и интересов общества или государства); – изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в т.ч. к потреблению алкогольной продукции, пива и напитков на его основе, участию в азартных играх, бродяжничеству или попрошайничеству); – эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность их употребления.
|
«16+» |
Информпродукция «0+», «7+», «12+». Информпродукция, содержащая оправданные ее жанром и(или) сюжетом: – изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику; – изображение или описание жестокости, насилия (за исключением сексуального) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве либо отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия в целях защиты прав граждан и интересов общества или государства); – информацию о наркотических средствах или психотропных, одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению и содержится предупреждение об опасности их потребления; – отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани; – не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображения или описание половых отношений, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
|
«18+» |
Информпродукция: – побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в т.ч. к причинению вреда своему здоровью, самоубийству и к их пропаганде; – способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, принять участие в азартных играх, массовых беспорядках, заниматься проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством или иными формами антисоциального поведения; – обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным; – отрицающая семейные ценности, пропагандирующая разврат, а также формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи, к окружающим; – оправдывающая противоправное поведение и способствующая совершению правонарушения; – призывающая к пропаганде разрушительных идей в обществе; – содержащая нецензурную брань; – содержащая информацию порнографического характера или эротику; – содержащая информацию о детях, пострадавших в результате противоправных действий, включая ФИО, фото- и видеоизображения такого ребенка, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого ребенка, аудиозапись его голоса, место его жительства или временного пребывания, учебы или работы, другую информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого ребенка. |
Важно! Распространение информационной продукции без возрастного знака запрещается, а продукция с неверно присвоенным знаком приравнивается к не имеющей знака возрастной категории.
Как проставлять возрастной знак
На информационных ресурсах в интернете возрастной знак информпродукции размещается на странице, с которой доступен просмотр того или иного материала, а также на всех страницах такого ресурса. Знак должен хорошо читаться и выделяться от общего фона.
В периодических и непериодических печатных изданиях знак возрастной категории наносится на первую страницу или титульный лист издания. Он должен быть ясно различим и выполнен шрифтом, сопоставимым по размеру со шрифтом названия самой продукции. Электронные версии печатного издания, электронные и аудиокниги маркируются идентичным знаком.
В аудио- и аудиовизуальной продукции, предназначенной для теле-, радиотрансляции, а также для розничной торговли, аренды или проката, знак размещается в программах теле- и радиопередач, публикуемых в СМИ, печатных изданиях или размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а также в ассортиментных перечнях и каталогах информационной продукции.
Знак размещается на специальном кадре (странице) с текстовым предупреждением с голосовым сопровождением о возрастных ограничениях. Это нужно делать перед началом каждой демонстрации продукции, осуществляемой посредством телерадиовещания, при кино- и видеообслуживании, а также при каждом воспроизведении (загрузке) компьютерных или электронных игр в информационно-коммуникационных сетях.
Возрастной знак для аудиовизуального произведения демонстрируется не менее 8 секунд с начала его показа и после каждого перерыва на рекламу, в углу экрана. Исключение - публичный показ фильма в кинозале. Размер знака должен составлять не менее 5% площади экрана (кадра).
Если длительность аудиовизуального произведения менее или равна 8 секундам, знак демонстрируется в течение всего показа.
В печатных произведениях (изданиях) с возрастным цензом «18+» знак размещается на первой стороне обложки издания. По размеру он должен быть ясно различим и выполнен шрифтом, сопоставимым по размеру со шрифтом названия самой продукции.
Размер знака возрастной категории должен занимать не менее 5% площади:
- афиши и иного объявления театрально-зрелищного, культурно-просветительного, зрелищно-развлекательного репертуара, кино- и видеопоказа и иного зрелищного мероприятия, а также входного билета, приглашения;
- корпуса носителя (в т.ч. компакт-диска или другого электронного носителя) либо упаковки (бокса, коробки) каждого экземпляра аудиовизуального произведения, компьютерной или иной электронной игры, компьютерной программы или базы данных.
Обратите внимание! Маркировка компьютерных и иных электронных игр, помимо сведений о возрастной категории, должна содержать предупреждение о наличии нецензурной брани, информации, способной вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, возможности возникновения игровой зависимости.
Ответственность за соответствие продукции определенной возрастной категории возлагается на субъект, который осуществил такую классификацию, а также на экспертов, производивших экспертизу соответствия знака возрастной категории информпродукции.
На основании экспертного заключения УзАПИ направляет предписание производителям и распространителям продукции для устранения и предупреждения нарушений.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 23.10.2018 г.
Ленара Хикматова.