Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакой метод начисления амортизации использовать при сезонном характере бизнеса Как удерживать НДФЛ с доходов арендодателя с учетом минимальных ставок аренды Какие льготы предусмотрены при уплате социального налога

Как проставляются возрастные ограничения информации

25.10.2018

Читать на русском языке

 

Утверждены критерии и механизм проведения возрастной классификации, маркировки информпродукции возрастным знаком, а также применение аппаратно-программных и технических средств защиты детей от вредной информации (ПКМ от 22.10.2018 г. № 848).  

 

Постановление принято во исполнение Закона «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью». Его содержание освещалось в нашем обзоре, где указано, какая информация запрещена или ограничена для детей, и по каким возрастным категориям она классифицируется (0+, 7+, 12+, 16+, 18+). 

 

Правительство конкретизировало порядок и критерии определения возрастной классификации размещаемой информации, утвердило механизм маркировки информации возрастными знаками, определило административные и программно-технические меры, применяемые при обороте информпродукции в общественных местах.    

 

Также установлен порядок аккредитации Агентством по печати и информации (далее – УзАПИ) экспертов, привлекаемых для экспертизы и возрастной классификации информационной продукции.

 

Какая информация маркируется по возрастным категориям

 

Обязательной возрастной маркировке подлежат предназначенные для оборота:

  • продукция СМИ;
  • печатная продукция;
  • аудиовизуальная продукция на любых видах носителей;
  • информация, распространяемая с использованием программного обеспечения, размещаемая в сетях телекоммуникаций, в т.ч. в интернете;
  • компьютерные игры;
  • информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий. 

 

Оборот – это  предоставление и(или) распространение информпродукции, включая ее продажу (в т.ч. распространение по подписке), аренду, прокат, раздачу, выдачу из фондов информационно-библиотечных учреждений, публичный показ, публичное исполнение (в т.ч. посредством эфирного или кабельного вещания, зрелищных мероприятий), размещение в сетях телекоммуникаций и в интернете.

 

Требования по возрастной маркировке не распространяются на:

  • информпродукцию с научной, научно-технической, статистической информацией или имеющюю значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;
  • учебные издания, рекомендованные к использованию в учебном процессе;
  • издания, содержащие нормативно-правовые акты;
  • информацию о состоянии окружающей среды или о деятельности госорганов;
  • смс-сообщения от компаний сотовой связи.

 

Кто проводит возрастную классификацию  

 

Применительно к теме нужно различать термины «классификация» и «экспертиза». Классификация осуществляется производителями/распространителями продукции самостоятельно либо с привлечением экспертов на платной основе. Экспертиза же проводится экспертами на предмет соответствия продукции присвоенной ей возрастной классификации по заявлениям физических и юридических лиц. По итогам экспертизы выдается заключение. Порядок возмещения расходов, связанных с проведением экспертизы, утвердят в месячный срок.

 

Статус эксперта подтверждается аттестатом об аккредитации. Сведения об экспертах (состав, ФИО, должности, звания, адреса электронной почты) содержатся в специальном реестре. Доступ к нему осуществляется через официальный веб-сайт УзАПИ.

 

Возрастная классификация информации – по установленным критериям

 

Отнесение информации к одной из 5-ти возрастных категорий производится по принятым критериям (см. таблицу ниже).

 

Возрастная категория

Критерии классификации

 

 

«0+» 

Информпродукция с информацией, не причиняющей вреда здоровью и развитию детей, в т.ч. содержащая оправданные ее жанром и(или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображения или описание физического, психического насилия (за исключением сексуального), при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и(или) осуждения насилия (кроме продукции, относящейся к другим возрастным категориям).  

 

 

 

 

 

«7+»

Информпродукция «0+».

Информпродукция, содержащая оправданные ее жанром и(или) сюжетом:

– кратковременные и ненатуралистические изображения или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых), их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

– ненатуралистические изображения или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

– не побуждающие к совершению антиобщественных действий, преступлений, эпизодические изображения или описание этих действий/преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к совершающим их лицам.

 

 

 

 

 

 

«12+»

Информпродукция «0+» и «7+».

Информпродукция, содержащая оправданные ее жанром и/или сюжетом:

– эпизодические изображения или описание жестокости, насилия (за исключением сексуального) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве, отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого для  защиты прав граждан и интересов общества или государства);

– изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в т.ч. к потреблению алкогольной продукции, пива и напитков на его основе, участию в азартных играх, бродяжничеству или попрошайничеству);

– эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных, одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность их употребления.

 

 

 

 

 

 

 

«16+»

Информпродукция «0+», «7+», «12+».

Информпродукция, содержащая оправданные ее жанром и(или) сюжетом:

– изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

– изображение или описание жестокости, насилия (за исключением сексуального) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве либо отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия в целях защиты прав граждан и интересов общества или государства);

– информацию о наркотических средствах или психотропных, одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к их потреблению и содержится предупреждение об опасности их потребления;

– отдельные бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

– не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображения или описание половых отношений, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«18+»

Информпродукция:

– побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, в т.ч. к причинению вреда своему здоровью, самоубийству и к их пропаганде;

– способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, влияющие на интеллектуально-волевую деятельность, принять участие в азартных играх, массовых беспорядках, заниматься проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством или иными формами антисоциального поведения;

– обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным;

– отрицающая семейные ценности, пропагандирующая разврат, а также формирующая неуважение к родителям и другим членам семьи, к окружающим;

– оправдывающая противоправное поведение и способствующая совершению правонарушения;

– призывающая к пропаганде разрушительных идей в обществе;

– содержащая нецензурную брань;

– содержащая информацию порнографического характера или эротику;

– содержащая информацию о детях, пострадавших в результате противоправных действий, включая ФИО, фото- и видеоизображения такого ребенка, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого ребенка, аудиозапись его голоса, место его жительства или временного пребывания, учебы или работы, другую информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого ребенка.

 

Важно! Распространение информационной продукции без возрастного знака запрещается, а продукция с неверно присвоенным знаком приравнивается к не имеющей знака возрастной категории.

 

Как проставлять возрастной знак

 

На информационных ресурсах в интернете возрастной знак информпродукции размещается на странице, с которой доступен просмотр того или иного материала, а также на всех страницах такого ресурса. Знак должен хорошо читаться и выделяться от общего фона.

 

В периодических и непериодических печатных изданиях знак возрастной категории наносится на первую страницу или титульный лист издания. Он должен быть ясно различим и выполнен шрифтом, сопоставимым по размеру со шрифтом названия самой продукции. Электронные версии печатного издания, электронные и аудиокниги маркируются идентичным знаком.

 

В аудио- и аудиовизуальной продукции, предназначенной для теле-, радиотрансляции, а также для розничной торговли, аренды или проката, знак размещается в программах теле- и радиопередач, публикуемых в СМИ, печатных изданиях или размещаемых в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а также в ассортиментных перечнях и каталогах информационной продукции.

 

Знак размещается на специальном кадре (странице) с текстовым предупреждением с голосовым сопровождением о возрастных ограничениях. Это нужно делать перед началом каждой демонстрации продукции, осуществляемой посредством телерадиовещания, при кино- и видеообслуживании, а также при каждом воспроизведении (загрузке) компьютерных или электронных игр в информационно-коммуникационных сетях.

 

Возрастной знак для аудиовизуального произведения демонстрируется не менее 8 секунд с начала его показа и после каждого перерыва на рекламу, в углу экрана. Исключение - публичный показ фильма в кинозале. Размер знака должен составлять не менее 5% площади экрана (кадра).

 

Если длительность аудиовизуального произведения менее или равна 8 секундам, знак демонстрируется в течение всего показа.

 

В печатных произведениях (изданиях) с возрастным цензом «18+» знак размещается на первой стороне обложки издания. По размеру он должен быть ясно различим и выполнен шрифтом, сопоставимым по размеру со шрифтом названия самой продукции.

 

Размер знака возрастной категории должен занимать не менее 5% площади:

  • афиши и иного объявления театрально-зрелищного, культурно-просветительного, зрелищно-развлекательного репертуара, кино- и видеопоказа и иного зрелищного мероприятия, а также входного билета, приглашения;
  • корпуса носителя (в т.ч. компакт-диска или другого электронного носителя) либо упаковки (бокса, коробки) каждого экземпляра аудиовизуального произведения, компьютерной или иной электронной игры, компьютерной программы или базы данных.

 

Обратите внимание! Маркировка компьютерных и иных электронных игр, помимо сведений о возрастной категории, должна содержать предупреждение о наличии нецензурной брани, информации, способной вызвать у детей желание употребить алкогольную и табачную продукцию, наркотические средства, психотропные или другие вещества, возможности возникновения игровой зависимости.

 

Ответственность за соответствие продукции определенной возрастной категории возлагается на субъект, который осуществил такую классификацию, а также на экспертов, производивших экспертизу соответствия знака возрастной категории информпродукции.

 

На основании экспертного заключения УзАПИ направляет предписание производителям и распространителям продукции для устранения и предупреждения нарушений.

 

Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 23.10.2018 г.

 

Ленара Хикматова.