Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак правильно составить отчет комиссионера План главбуха на май 2024 года Часто допускаемые ошибки при составлении исков Перечни видов деятельности, для которых требуются лицензия, разрешение или уведомление

Клиентам банков – еще больше прав и возможностей

16.07.2019

Читать на русском языке

Поправки к Положению о минимальных требованиях к деятельности коммерческих банков при осуществлении взаимоотношений с потребителями банковских услуг вступят в силу 16 октября 2019 года (рег. № 3030-1 от 15.07.2019 г.).


Акт значительно расширяет права клиентов банков, а также уточняет отдельные моменты механизма банковского обслуживания.

 

Договор банковских услуг: берешь с собой – знакомишься  подписываешь


Лицо вправе до подписания забрать с собой договор об оказании банковских услуг для ознакомления с содержащимися в нем условиями. При этом на банки возлагается обязанность информировать клиентов об этом праве. Правило будет применяться в отношении всех банковских услуг: кредита, депозита, обслуживания банковского счета, лизинга, банковских карт и других.

 

Экземпляр оформленного договора должен предоставляться клиенту или его уполномоченному представителю в день подписания.

 

Информационный лист поможет в выборе кредитных условий

 

Данная услуга предназначена для того, чтобы потенциальный кредитополучатель не растерялся в разнообразии кредитных условий, предлагаемых различными банками, и путем их сопоставления выбрал для себя наиболее оптимальный вариант. Сотрудник банка обязан будет при обращении клиента за оформлением кредита заполнить вместе с ним  информационный лист по утвержденной форме. В нем указываются:

  • основные условия кредита: процентная ставка; срок, размер, способы погашения кредита; периодичность выплат по кредиту; размеры банковской комиссии и сбора; размеры неустойки за нарушение условий договора, повышенной процентной ставки за несвоевременное погашение долга; вид обеспечения кредита и пр.;
  • перечень документов, необходимых для оформления кредита;
  • права клиента в качестве будущего заемщика.

 

После заполнения информационный лист бесплатно передается клиенту.

 

Также уточнено, что физическое лицо сможет обращаться за получением кредита в любой выбранный им банк независимо от места проживания. Соответствющее поручение, напомним, дано Центробанку согласно пункту 10 Указа Президента от 10 января 2019 года № УП-5623.      

 

Форма и место оплаты – исключительно на усмотрение клиента

 

Потребитель банковских услуг – физическое лицо вправе самостоятельно выбирать форму осуществления платежа за предоставляемые ему банковские услуги. Банкам запрещается при этом устанавливать разные тарифы в зависимости от формы оплаты – наличными деньгами или по безналичному расчету. 

 

Кроме того, банки не вправе диктовать условие об осуществлении платежей за обслуживание только через кассы своих филиалов (мини-банков) и только «наличкой», а также приеме средств во вклады исключительно в наличной форме.

 

А еще банкам запрещается устанавливать для вкладчиков ограничения, не предусмотренные законодательством.

 

Клиентам – еще больше информации

 

Дополнен перечень сведений, которые доводятся до потребителя услуг в устной форме до заключения договора банковского вклада. Это:

  • процентные ставки;
  • порядок выплаты основной суммы и процентов по вкладу;
  • возможность внесения дополнительных средств;
  • информация о документе, которым оформляется приход наличных денег;
  • обязательность оформления депозитного договора с банком перед внесением средств для размещения во вклад.

 

Перед заключением кредитного договора банки должны будут информировать заемщиков о полном перечне документов, необходимых для получения кредита, сроках их рассмотрения и видах залога, принимаемых для обеспечения (если залог требуется).

 

Кроме того, уточнен срок опубликования предстоящих изменений условий банковских услуг: не менее чем за 10 дней до вступления изменений в силу. А информация об изменениях курса валют должна быть размещена незамедлительно.

 

Когда согласие заемщика не нужно

 

По общему правилу, уступка требования по кредиту в пользу другого лица может осуществляться только с согласия заемщика. Принятым актом уточнено, что данное правило не будет применяться при переводе требований по ипотечному кредиту Компании по рефинансированию ипотеки (подробно о ней – здесь). То есть в таких случаях согласия заемщика не потребуется.

 

Для взаимодействия банков и потребителей – call-центры

 

С их помощью будет налажена связь клиентов с банками для получения устных разъяснений и консультаций. Номера телефонов call-центров разместят на главной странице сайта банка, информационных стендах филиалов, мини-банков и касс. Обращение, полученное через  call-центр, обязательно к рассмотрению. Если заданный вопрос не требует дополнительного изучения и проверки, ответ на него может быть дан в устной форме по телефону или в процессе личного приема. Обратите внимание, что работа call-центров  не круглосуточная, обращения будут приниматься только в рабочее время.

 

Рассмотрение обращений клиентов – строго по закону

 

Сроки изучения заявлений и жалоб установлены в соответствии с действующим законодательством. При этом анонимные, а также поданные через лицо без соответствующих полномочий не принимаются. Рассмотрение обращений – бесплатное. При этом на банки возложена обязанность организовать прием электронных обращений через свои официальные сайты.

 

Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступит в силу 16.10.2019 г.

 

Ленара Хикматова.


kadrovik.uz

Курс валют

2024-04-26
  • USD:12640.21 (+0.00) сум
  • EUR:13559.15 (+0.00) сум
  • RUB:137.02 (+0.00) сум

Читайте в свежих номерах