С 1 января 2020 года новый порядок начнет действовать в пилотном режиме в отдельных учреждениях и на территориях, а спустя год – повсеместно (см. УП–5843 от 3.10.2019 г.).
Госслужбу разделили на два вида:
- гражданская – на должностях, внесенных в Государственный реестр должностей государственной гражданской службы, где могут работать граждане страны, а в порядке, предусмотренном отдельными решениями Президента, также иностранцы и лица без гражданства;
- специальная – военная служба в Вооруженных силах и служба в правоохранительных органах, регулируемых отдельными актами законодательства.
Реформа государственной гражданской службы базируется на принципах меритократии (прием и продвижение наиболее достойных и способных, ред.), «карьерной модели», единой системы оплаты труда, системы социальных гарантий, мотивации и стимулирования кадров. И, пожалуй, главное – принимать на госслужбу начнут на основе независимого открытого конкурсного отбора:
- с 1 января 2020 года – в пилотном режиме в министерства юстиции, финансов, занятости и трудовых отношений, в АО «Народный банк», а также во все госорганизации Нукуса, Андижана, Бухары, Джизака, Карши, Навои, Намангана, Самарканда, Гулистана, Термеза, Ангрена, Букинского и Бекабадского районов Ташобласти, Ферганы, Ургенча и Мирзо-Улугбекского района столицы;
- с 1 января 2021 года – во все госорганы и организации страны, в которых предусмотрена государственная гражданская служба.
Отобранных по итогам конкурса сотрудников нельзя освободить от должности без согласования с новым ведомством – Агентством развития государственной службы при Президенте (АРГОС) или его филиалами. АРГОС – орган, ответственный за реализацию единой госполитики в сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов в госорганах и организациях. В своей работе агентство подчиняется и непосредственно подотчетно Президенту. Директором АРГОС стал советник Президента по вопросам госслужбы и взаимодействия с представительными органами власти.
К полномочиям нового агентства отнесли согласование проектов НПА по вопросам государственной гражданской службы, назначения и освобождения от должности руководителей кадровых подразделений госорганов и организаций, а также их аттестация каждые 3 года. Также АРГОС теперь будет проводить Республиканский конкурс по отбору перспективных управленческих кадров «Тараккиёт».
В ведение АРГОС перешел Фонд «Эл-юрт умиди» по подготовке специалистов за рубежом и диалогу с соотечественниками. При агентстве создан Фонд поддержки развития госслужбы, куда перечислят 100 млрд сумов из республиканского бюджета и далее будут ежегодно выделять бюджетные средства, а также направлять по 1% от поступлений во внебюджетные фонды госорганов и организаций. Пойдут средства на финансирование подготовки, переподготовки и повышения квалификации госслужащих, научно-исследовательской работы, материально-техническое обеспечение и т.д.
Госслужащие обязаны будут проходить ежегодные краткосрочные курсы повышения квалификации (30–60 часов) с отрывом от производства. На это время по месту работы за ними сохраняется должность, среднемесячная зарплата и трудовой стаж. Переподготовкой и повышением квалификации, обучением госслужащих новым компетенциям займутся Академия госуправления при Президенте, научно-исследовательские учреждения и вузы, а также лицензированные АРГОС негосударственные образовательные организации. При этом соответствующие образовательные услуги разрешили закупать по прямым договорам.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 4.10.2019 г.
Олег Заманов.