Опубликован указ Президента от 15.03.2019 г. № УП–5690 «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты предпринимательской деятельности и оптимизации деятельности органов прокуратуры».
Принятый документ затронул проверки бизнеса.
Во-первых, с 1 апреля 2019 года Генпрокуратура перестанет координировать проверки. Полномочия перешли к Уполномоченному при Президенте по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства. Решения бизнес-омбудсмана по вопросам проверок обязательны для исполнения контролирующими органами.
Напомним, что проверки делятся на 2 группы:
- проводимые по согласованию с уполномоченным органом (4 вида);
- проводимые с уведомлением уполномоченного органа через внесение данных в Единую информационную систему электронной регистрации проверок (29 видов). См. УП–5490 от 27.07.2018 г.
С учетом моратория на проверки финансово-хозяйственной деятельности до конца 2019 года, это значит, что 1 апреля бизнес-омбудсман начнет давать согласие на проверки бизнеса по обращениям о нарушении законодательства, а также по результатам риск-анализа, продлевать и переносить сроки данных проверок. Без его согласия такие проверки – незаконны.
Кроме того, Единая информационная система электронной регистрации проверок также передается Уполномоченному по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.
Обратите внимание на 3 обстоятельства:
- полномочия передаются лично бизнес-омбудсману, а не работникам его аппарата;
- хронометражное обследование и тематические экспресс-изучения к видам проверок не относятся. Поэтому данные контрольные мероприятия налоговые органы, как и раньше, будут проводить без согласования;
- в период с 16 марта (дата опубликования УП–5690 от 15.03.2019 г.) до 31 марта 2019 года включительно координировать проверки бизнеса будут органы прокуратуры.
Во-вторых, бизнес-омбудсман будет контролировать законность проверок бизнеса.
Это подразумевает, в том числе, полномочие оформлять протоколы об административном правонарушении по статье 241-2 КоАО (нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства).
Однако роль прокуратуры в этом процессе останется высокой. Статья 192-2 УК (нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства) – в подследственности следователей прокуратуры (см. ч. 2 ст. статьи 345 УПК). Поэтому решение о возбуждении уголовного дела по незаконной проверке принимает прокуратура.
Кроме того, в рамках своих общих полномочий прокуратура вправе принять меры прокурорского реагирования по любому нарушению закона. В связи с этим, обращаться с жалобами на проверки в прокуратуру также допустимо.
В-третьих, изменится нормативная база в сфере проверок бизнеса. Правительству поручено в месячный срок разработать Положение о порядке согласования и проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства контролирующими органами. Пока его не примут, в силе останется Временное положение о порядке согласования и проведения контролирующими органами проверок деятельности субъектов предпринимательства.
В-четвертых, осуществление общественного контроля законности проверок в деятельности субъектов предпринимательства возложено на Торгово-промышленную палату. Напомним, полномочия ТПП в этих вопросах закреплены в статье 14 закона «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан».
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 16.03.2019 г.
Самир Латыпов.