Кабмином принято Положение о порядке проведения таможенного аудита (ПКМ № 101 от 25.02.2021 г.).
Согласно положению, в зависимости от целей таможенного аудита, он проводится в камеральной или выездной форме, в отношении следующих уполномоченных лиц:
- декларант;
- перевозчик;
- лицо, хранящее товары под таможенным контролем в местах, не являющихся таможенным складом;
- владельцы таможенного склада, магазина беспошлинной торговли и склада свободной торговли;
- импортер, грузополучатель, лица, ответственные за финансовое регулирование;
- покупатели выпущенных товаров;
- уполномоченный экономический оператор;
- лица, взявшие на себя все финансовые и юридические обязательства уполномоченного лица.
При необходимости к процессу проведения таможенного аудита могут быть привлечены специалисты со специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в результатах проверки.
Таможенный аудит может быть проведен в течение 3 лет с момента окончания срока нахождения товаров под таможенным контролем. Документы по таможенному аудиту регистрируются в системе «Bojxona auditi».
Положением предусмотрено, что проведение повторного таможенного аудита одного и того же товара не допускается.
Сроки проведения камерального таможенного аудита и выездного таможенного аудита должны не превышать 10 и 30 рабочих дней соответственно.
Основанием для проведения камерального таможенного аудита в системе «Bojxona auditi» в числе прочего, являются:
- уровни риска, выявленные в ходе анализа сведений информационных программ таможенных органов;
- несоответствие информации, полученной от таможенных органов иностранных государств, имеющимся у ГТК данным.
Выездной таможенный аудит проводится с уведомлением Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и внесением информации о выездном таможенном аудите в единую систему электронной регистрации проверок.
Основаниями для проведения проверки являются:
- уровни риска, выявленные в ходе анализа сведений информационных программ таможенных органов;
- результаты камерального таможенного аудита, указывающие на возможность нарушения таможенного законодательства;
- непредставление в установленный срок документов и (или) сведений таможенным органам;
- необходимость разъяснить спорные вопросы, поставленные уполномоченным лицом по акту, составленному по результатам камерального таможенного аудита.
Документ принят в целях обеспечения реализации Указа Президента от 05.06.2020 г. № УП-6005 «О реформировании таможенного администрирования и совершенствовании деятельности государственной таможенной службы Республики Узбекистан».
Положение о порядке проведения таможенного аудита вступает в силу с 01.05.2021 г.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 25.02.2021 г.
Наргиза Вохидова.