Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакие налоговые последствия влекут закуп и перевозка товара за пределами Узбекистана Как оформить закуп сельхозпродукции общепиту, если в общем объеме реализации – менее 90% собственной продукции Когда можно применить нулевую ставку НДС

Мониторинг денежных операций: кто за что в ответе

18.01.2019

Читать на русском языке

 

Статья 1793 Кодекса об административной ответственности скорректирована (см. ЗРУ-516 от 15.01.2019 г.).


Узбекистан является участником ряда международных соглашений и организаций в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Например, мы входим в группу «Эгмонт» и соответствующую Евразийскую группу. Это предполагает имплементацию международно-правовых норм в национальное законодательство. В частности, в стране действует Закон «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма», а виновные в совершении такого рода деяний уголовно преследуются (см. ст.ст. 1553, 243 УК).     

 

Чтобы указанные меры работали как положено, нужны действенные механизмы раннего выявления и предотвращения преступлений. Поэтому все организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (банки, кредитные, аудиторские, страховые, риэлторские, лизинговые организации, адвокатские формирования, нотариальные конторы и т.д.) должны создавать подразделения внутреннего контроля и сообщать о выявленных сомнительных или подозрительных операциях в Департамент по борьбе с экономическими преступлениями. Конкретные механизмы и критерии этого процесса указываются в регламентирующих актах (правилах внутреннего контроля).  

 

Нарушение этих механизмов также санкционируется, но более «легкой» административной ответственностью. Речь в данном случае идет о статье 1793 КоАО, которая предусматривает штрафы за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма. В нее и внесены поправки.

 

Диспозиция этой статьи расширилась и теперь охватывает:

  • несоблюдение требований по организации и осуществлению внутреннего контроля, документирования и хранения результатов надлежащей проверки клиентов; выявления, оценки и документального фиксирования рисков;
  • отказ от проведения операции;
  • непредоставление, несвоевременное предоставление или предоставление недостоверной информации в специально уполномоченный государственный орган о подозрительных операциях;
  • неисполнение требования законодательства в части замораживания денежных средств или иного имущества либо приостановления операции.

 

Штраф за это повысился и составит от 15 до 30 МРЗП (ранее – от 10 до 15 МРЗП).

 

Кроме того, в статью введен дополнительный состав правонарушения. По нему отвечать будут уже контролирующие, лицензирующие и регистрирующие органы, допустившие:

  • нарушение установленного порядка осуществления мониторинга и контроля за соблюдением правил внутреннего контроля,
  • неправомерное истребование, получение или разглашение сведений, составляющих коммерческую, банковскую либо иную охраняемую законом тайну, в связи с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

 

За указанные деяния нарушителей оштрафуют уже на сумму от 20 до 40 МРЗП.

 

Совершение указанных выше правонарушений (ч.ч. 1 и 2 ст. 1793 КоАО) повторно в течение года после применения административного взыскания грозит еще более высоким штрафом – от 30 до 50 МРЗП.

 

Закон опубликован в газете «Народное слово» и вступил в силу 16.01.2019 г.

 

Олег Заманов.