Принято постановление Кабинета Министров от 14.10.2022 г. №592 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Документом расширяется и уточняется понятийный аппарат. К примеру, теперь под «занятым лицом» понимается также гражданин Республики Узбекистан, работающий за рубежом на основе трудового договора; физическое лицо, получающее доход от работодателя, на которого не возложена обязанность по расчету и удержанию налога; физлицо, супруг(а) которого с 1 июня 2021 года оплачивает в добровольном порядке социальный налог за супруга(у); самозанятое лицо.
Согласно новому порядку:
- администрация организации формирует представление о назначении пенсии и направляет его посредством межведомственного аппаратно-программного комплекса «Единая национальная система труда» (далее – «ЕНСТ») в отдел Пенсионного фонда по месту жительства пенсионера;
- для назначения пенсии лицо вправе обратиться в отдел Пенсионного фонда непосредственно и/или посредством электронной почты;
- если в ЕНСТ имеются соответствующие сведения (информация о стаже, заработной плате и т.д.), приложение к заявлению соответствующих документов не требуется;
- в случаях, когда к заявлению приложены не все необходимые документы, отдел Пенсионного фонда в пятидневный срок сообщает администрации организации (письменно) или заявителю (письменно или путем направления СМС-сообщения на мобильный номер), какие документы должны быть представлены дополнительно.
Также отныне не допускается принятие отделом Пенсионного фонда решения о проведении проверки представленных для назначения пенсии документов (сведений), если они получены из:
- накопительной пенсионной системы;
- электронного Централизованного реестра индивидуального учета начисленных страховых взносов граждан в Пенсионный фонд;
- ЕНСТ и информационных систем других министерств и ведомств.
Также при назначении пенсии по случаю потери кормильца сведения о смерти лица, о степени родства лица, которому назначается пенсия, а также сведения о его возрасте получаются отделом Пенсионного фонда самостоятельно посредством направления запроса в информационную систему Минюста «Электронный архив». Запрещается принимать у заявителей документы, подтверждающие указанные сведения. Сведения об обучении члена семьи 18–23 лет в образовательном учреждении на территории Узбекистана получаются посредством направления запроса в электронную систему Минвуза.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 14.10.2022 г.
Собир Нурбердиев.