Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzЧем отличаются правила начисления амортизации в целях бухучета и налогообложения К каким видам доходов можно применить льготу по налогу на прибыль участникам СЭЗ Как использовать гарантийное удержание в хозяйственных договорах

Новый НК позволит сохранить действующие льготы на определенное время

31.12.2019

 

Президент подписал закон, которым утверждена новая редакция Налогового кодекса. 

 

Работа над документом началась еще в 2018 году. Сроки подготовки проекта смещались, но закончить до конца года не успели. Тогда решили ограничиться поправками в действующий кодекс, и параллельно продолжили разработку новой редакции.

 

Результаты проделанной законотворческой работы презентовали в июне 2019 года на встрече сотрудников Минфина и ГНК с представителями экспертного сообщества: аудиторами, налоговыми консультантами и юристами. Первое на что обратили внимание – новый НК содержит больше стимулирующих норм.

 

К сентябрю доработанный с участием экспертов текст разместили на портале СОВАЗ. Это позволило широкой общественности узнать, что налогов и специальных налоговых режимов будет меньше, все пробелы восполнятся, добросовестным налогоплательщикам станет проще жить, появятся новые инструменты налогового контроля, основанные на лучшей мировой практике. Словом, разработчики сделали все, чтобы обеспечить баланс интересов государства и бизнеса.  

 

Эксперты портала buxgalter.uz на тот момент выделили 12 принципиальных отличий проекта нового НК от действующего. И хотя концептуально документ был готов, его нельзя было назвать идеальным. Свои мысли по этому поводу на различных площадках озвучивали специалисты в сфере налогообложения.

 

Обобщив выводы отечественных и зарубежных экспертов, международные нормы и стандарты сферы налогообложения, апробированные передовые методы, новый НК 25 ноября внесли в Законодательную палату. Тут же начала работать сформированная рабочая группа из депутатов, экспертов, представителей Правительства и ГНК. Члены всех парламентских фракций, голосовавших за документ в первом чтении, поделились своим мнением о нем. Отдельно подчеркнули, какие подходы применили разработчики в вопросах налоговых проверок, внедрения таких механизмов, как контроль за трансфертным ценообразованием, и решения накопившихся проблем с отдельными налогами.

 

По итогам дискуссий депутаты Законодательной палаты приняли законопроект на заседании 9 декабря, а уже 14 декабря его одобрили сенаторы.

 

Опубликованный в газете «Народное слово» Закон от 30.12.2019 г. № ЗРУ–599 «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» подвел черту. С 1 января 2020 года начнет действовать новая, третья по счету в истории современного Узбекистана редакция Налогового кодекса (первая: 1998–2007 гг.; вторая: 2008–2019 гг., ред.).

 

При этом некоторые нормы нового НК вводятся в действие с оговорками:

во-первых, льготы по налогам и другим обязательным платежам, предусмотренные:

  • старой редакцией Налогового кодекса, – действуют до 1 апреля 2020 года;
  • актами налогового законодательства, в том числе решениями Президента и Кабинета Министров, принятыми до 1 января 2020 года, – действуют до истечения срока их действия.

Поскольку взамен ЕСП, ЕНП и фиксированного налога вводится социальный налог, налог с оборота и НДФЛ в фиксированном размере, на их плательщиков, соответственно, распространяются ранее предоставленные законодательством льготы и особенности исчисления;

во-вторых, возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, осуществляется с 1 июля 2020 года;

в-третьих, применяются следующие правила действия закона во времени:

  • предусмотренные новым НК особенности налогообложения деятельности в рамках соглашения о разделе продукции применяются к соглашениям, заключаемым после 1 января 2020 года;
  • оборот по реализации товаров (услуг), приобретаемых юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Узбекистана, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагается НДС и акцизным налогом;
  • в период до 1 января 2022 года налоговые органы должны уведомлять бизнес-омбудсмана о назначении налогового аудита;
  • налогоплательщик вправе переносить убыток, образовавшийся до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более 5 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка, учитываемая в каждом последующем налоговом периоде, не может превышать 50% налоговой базы текущего налогового периода;
  • разделы, посвященные налоговому контролю за трансфертным ценообразованием, условиям и общим правилам налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, а также глава о консолидированной группе налогоплательщиков вводятся в действие с 1 января 2022 года;
  • до 1 января 2023 года контролирующим лицом иностранной компании признается юридическое или физическое лицо, доля участия которого в иностранной компании составляет более 50%, а после указанной даты – более 25%.

 

В материале buxgalter.uz представлены ключевые аспекты нового Налогового кодекса. Также на сайте в ближайшее время будет размещен текст самого кодекса в удобном формате с нумерацией частей.