Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzТри сценария для оборудования, импортированного без НДС: налоговые последствия при продаже, аренде и использовании Что изменится в Узбекистане в декабре 2024 года Какая ответственность наступает за разные виды нарушений Что должны содержать чеки продажи и возвратаЧто должны содержать чеки продажи и возврата

Новый Таможенный кодекс значительно расширен

01.02.2016

Законом № ЗРУ-400 утверждена новая редакция Таможенного кодекса. Теперь он включает 412 статей (ранее – 198).

 

Новый Кодекс отличается не только объемом, но и концепцией. В него введены понятия «таможенная территория», «таможенная граница», «таможенные цели», «таможенный брокер», «таможенное дело», «юридические и физические лица», «действия непреодолимой силы» и другие.

 

В Кодексе определяется уполномоченное лицо:

 

владелец товара и (или) транспортного средства;

 

обладающее полномочиями в отношении товара и (или) транспортного средства в соответствии с таможенным законодательством;

 

действующее от имени владельца на основании соответствующего договора или доверенности.

 

Кодексом определены коммерческие и транспортные товаросопроводительные документы.

 

К коммерческим относятся счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

 

Транспортные – это коносамент, накладная или иной сопровождающий документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров.

 

Новый кодекс определяет перечень документов, представляемых при ввозе товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию.

 

Подробно урегулировано применение таможенных режимов: требования и условия помещения товара под режим, необходимые документы, сроки, платежи и иные вопросы.

 

Товары, запрещенные к ввозу и вывозу или транспортные средства, подлежащие немедленному вывозу, но помещенные под таможенный режим временного хранения при просрочке предельного срока хранения будут обращены в доход государства.

 

В новом Кодексе регламентирована процедура уплаты таможенных платежей, классифицированы их виды:

 

таможенная пошлина;

 

налог на добавленную стоимость;

 

акцизный налог;

 

таможенные сборы.

 

Законодательством могут быть установлены и иные таможенные платежи. Ставки таможенных пошлин и налогов устанавливаются Президентом.

 

К таможенным пошлинам относятся импортные, экспортные, особые (специальные, антидемпинговые и компенсационные) и сезонные.

 

Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Узбекистана.

 

Видами ставок таможенных платежей являются:

 

адвалорная ставка, начисляемая в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара;

 

специфическая ставка, начисляемая в установленном размере за единицу облагаемого товара;

 

комбинированная ставка, сочетающая адвалорную и специфическую виды ставок таможенных платежей.

 

Кодексом определены условия, при которых возникает обязательство по уплате таможенных платежей, и круг лиц, являющихся их плательщиками.

 

Документом определены льготы по уплате таможенных платежей, тарифные преференции и случаи их предоставления. Так, при осуществлении внешнеторговой политики допускается предоставление льгот в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, снижения ставки либо освобождение от ее уплаты.

 

Тарифные преференции включают в себя освобождение от уплаты таможенных пошлин, снижение их ставок или установление квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров, происходящих из определенных государств.

 

Кодекс содержит подробный перечень методов определения таможенной стоимости ввозимого товара, порядок их применения.

 

Документом определена основа для исчисления таможенных платежей, порядок их исчисления и применения ставок.

 

Урегулирован порядок исчисления таможенных платежей при незаконном перемещении товаров через таможенную границу либо ином нарушении установленных требований и условий.

 

 

Пересчет иностранной валюты для исчисления таможенных платежей производится по официальному обменному курсу национальной валюты Узбекистана, установленному Центральным банком, действующему на день:

 

принятия таможенной декларации – при таможенном оформлении;

 

совершения таможенным органом действий либо процедур – для таможенных платежей, уплата которых не связана с таможенным оформлением.

 

Подробно урегулирован вопрос сроков и порядка уплаты таможенных платежей и определены:

 

- условия их предоставления;

 

- документы, представляемые для получения;

 

- основания для отказа в предоставлении;

 

- проценты за предоставление отсрочки или рассрочки уплаты;

 

- сроки погашения сумм предоставленных отсрочек или рассрочек.

 

 

Кодекс определяет меры и способы по обеспечению уплаты таможенных платежей, их размеры:

 

- в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем;

 

- при осуществлении деятельности, контроль за которой возложен на таможенные органы.

 

 

По новому Кодексу суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату либо зачету в счет предварительных денежных средств в течение трех лет с момента их уплаты или взыскания.

 

Быстрый и удобный предварительный расчет таможенных платежей поможет осуществить «Таможенный калькулятор». 

 

Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей осуществляется в валюте платежа:

 

на счет плательщика, указанный в заявлении;

 

на казначейский лицевой счет таможенного органа в случаях, предусмотренных Кодексом;

 

в счет предварительных денежных средств;

 

для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

 

Кодекс теперь включает нормы, регулирующие порядок определения страны происхождения товаров, а также применения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

 

Специальная глава Кодекса посвящена информационным системам и технологиям в таможенном деле. В ней отмечено, что таможенное дело, как правило, осуществляется на основе ИКТ с соблюдением требований информационной безопасности.

 

Таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации о таможенном законодательстве, размещенной на их официальных сайтах.

 

Консультирование должностными лицами таможенных органов осуществляется по месту расположения и в период времени их работы. Оно осуществляется бесплатно в устной, электронной либо письменной форме.

 

Кодексом введен порядок, связанный с защитой обладателя исключительных прав интеллектуальной собственности на объекты авторского права и смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, использование наименования места происхождения товара. Правообладатель, полагающий, что нарушены его права при перемещении через границу товаров, являющихся контрафактными, или при иных действиях с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать заявление в таможенные органы о принятии мер, связанных с приостановлением их выпуска.

 

В документе закреплены правовые основы проведения экспертизы и исследований при осуществлении таможенного контроля.

 

Отдельной главой предусмотрены таможенные льготы некоторым категориям иностранных лиц, а именно:

 

- представительствам иностранных государств и их работникам;

 

- дипломатическим и консульским курьерам иностранных государств;

 

- дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Узбекистана в иностранных государствах и их работникам.

 

 

В Кодекс введена глава «Контролируемые поставки». В ней определено, что таможенные органы в каждом отдельном случае по договоренности с таможенными и иными компетентными органами других государств или на основе международных договоров Узбекистана используют метод контролируемой поставки, т.е. допускают под своим контролем ввоз, вывоз или транзит через таможенную территорию товаров, включенных в незаконный оборот. Это направлено на пресечение незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и выявление лиц, участвующих в таком обороте.

 

О том, как грамотно произвести любое действие, имеющее отношение к ВЭД, подскажет ЭСС «Экспортно-импортные операции».

 

Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила

Елена ЕРМОХИНА,

наш эксперт-юрист.


Публикации по теме:

 

 

Обсуждается новая редакция Таможенного кодекса

 

 

 

Таможенному кодексу предстоят существенные изменения

 

 

 

Обсуждаются изменения в Таможенный кодекс