Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКакие налоговые последствия влекут закуп и перевозка товара за пределами Узбекистана Как оформить закуп сельхозпродукции общепиту, если в общем объеме реализации – менее 90% собственной продукции Когда можно применить нулевую ставку НДС

Новый закон о валютном регулировании: главные изменения

23.10.2019

Читать на русском языке

 

Опубликована новая редакция Закона «О валютном регулировании» (см. ЗРУ–573 от 22.10.2019 г.).

 

Таким образом, это уже третья версия документа: первая действовала с 1993 по 2004 годы, вторая – с 2004 по 2019 годы.

 

Вот основные изменения, на наш взгляд.

 

Во-первых, расширен перечень лиц, являющихся резидентами. К ним отнесли:

  • граждан Узбекистана, находящихся за границей;
  • филиалы и представительства созданных в стране юрлиц, находящиеся как в Узбекистане, так и за его пределами;
  • торговые представительства Узбекистана, в том числе находящиеся за рубежом;
  • международные организации, штаб-квартиры которых находятся на территории Узбекистана.

 

Во-вторых, запрещена привязка цен на реализуемые товары (работы, услуги) внутри страны к иностранным валютам и условным единицам (валютные оговорки).

 

Некоторым изменениям подвергся и перечень валютных операций, разрешенных между резидентами. Их список теперь исчерпывающий (ранее был открытый, в силу оговорки «в иных случаях, установленных законодательством», ред.). Кроме того, теперь в законе также прописаны валютные операции между резидентами в виде:

  • оплаты и возмещения расходов физлиц, связанных с совершением служебных командировок за пределы Узбекистана, а также погашения неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебными командировками;
  • проведения расчетов и осуществления переводов средств дипломатическим представительствам, консульским учреждениям Узбекистана, а также постоянным представительствам страны при межгосударственных и межправительственных организациях;
  • переводов по счетам физлиц в узбекских банках в рамках неторговых операций;
  • расчетов между транспортными организациями и находящимися за границей физлицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юрлиц по договорам перевозки пассажиров;
  • использования валютных ценностей в качестве обеспечения исполнения обязательств, а также их взыскания.    

 

Напомним, по общему правилу – все платежи и расчеты в Узбекистане осуществляются в национальной валюте.

 

В-третьих, изменился порядок открытия резидентам заграничных счетов. Физлицам стало проще, ограничения сняли (ранее допускалось только на период пребывания за границей). А юрлицам, наоборот, теперь только при наличии решений Президента или Правительства либо международных договоров, которыми предусмотрено открытие и цели использования таких счетов. Более того, организации обязаны уведомлять налоговую по месту регистрации и ЦБ об открытии (закрытии) загрансчетов, изменении реквизитов счетов, об остатках и оборотах на данных счетах. Делать это нужно ежеквартально не позднее месяца по окончании отчетного квартала.

 

В-четвертых, определили порядок репатриации активов по внешнеторговым операциям. Это выполнение обязательств нерезидента частично или полностью путем:

  • поступления денежных средств или товара (выполнения работ, оказания услуг) по обязательствам нерезидента;
  • прекращения обязательства нерезидента зачетом встречного однородного требования;
  • прекращения обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация);
  • получения страховой выплаты.   

 

Если один резидент уступает право требования к нерезиденту другому резиденту, к нему переходит соответствующая обязанность по выполнению требования репатриации активов. Резидент (нерезидент) обязан обеспечить репатриацию активов по внешнеторговым операциям, но если срок репатриации превысит 180 дней с даты возникновения обязательства нерезидента, – операция квалифицируется как операция движения капитала.

 

В-пятых, представлена новая классификация валютных операций и расширены их перечни. Все валютные операции подразделяются на внутренние (проводимые на территории страны) и международные (трансграничные), которые, в свою очередь, делятся на текущие международные операции и операции движения капитала.   

 

Уточнили размер суммы, выплачиваемой в счет погашения кредита (займа), признаваемой текущей международной операцией, не свыше 2-кратного размера части полученного долга, рассчитанной как соотношение долга к количеству периодов его погашения, указанных в договоре.

 

Список переводов неторгового характера (также вид текущей международной операции, ред.) теперь исчерпывающий (ранее ЦБ мог отнести к ним какие-либо операции, ред). В него дополнительно включили:

  • переводы между физлицами в размере до экв. 100 млн сумов;
  • оплату за товары (работы, услуги) для личных нужд.

 

А к числу операций движения капитала отнесли также пополнение резидентами своих зарубежных филиалов оборотными средствами, приобретение и продажу исключительного права на объекты интеллектуальной собственности.   

 

В-шестых, изменяются правила провоза через границу наличной национальной и иностранной валюты.   

Валюта

Прежний порядок

Новый порядок

ввоз

вывоз

ввоз

вывоз

Национальная (сум.)

Декларирование и разрешение:
  • в пределах 50 МРЗП/БРВ (11 150 000 сум.) – без декларирования и разрешения ЦБ;
  • свыше указанной суммы – с декларированием всей суммы и на основании разрешения ЦБ.

Без ограничений суммы ввоза.

Осуществляется в сумме, не превышающей экв. 100 млн сумов, а свыше – в порядке, определяемом Кабинетом Министров. 

Детали (декларирование, необходимость получения разрешения и порядок его получения) будут уточнены после внесения соответствующих поправок в подзаконные акты (см. здесьздесь и здесь).

Иностранная

Декларирование:

  • в размере в экв. $2 000 включительно – без декларирования;
  • свыше – декларируется вся сумма.

Без ограничений суммы ввоза.

Декларирование:

  • в размере в экв. $2 000 включительно – без декларирования;
  • свыше – декларируется вся сумма.

Разрешение:

  • в размере в экв. $5 000 включительно – без разрешений;
  • свыше – на основании разрешения ЦБ (резиденты) либо заполненной при въезде пассажирской таможенной декларации (нерезиденты).  

 

В-седьмых, четко регламентированы права и обязанности органов валютного контроля – ЦБ, Счетной палаты, Минфина, ГНК и ГТК – в данной области. В частности, они могут проводить проверки и требовать предоставления документов, но только непосредственно относящихся к проводимой валютной операции.

 

В свою очередь, проверяемые вправе знакомиться с материалами проверок, обжаловать действия контролирующих органов и требовать возмещения причиненного ими реального ущерба.  

 

Закон опубликован в газете «Народное слово» и вступил в силу 23.10.2019 г.

 

Олег Заманов.