Опубликован Закон от 7.11.2019 г. № ЗРУ-581 «Об управлении многоквартирными домами». Его нормы пройдут предварительную апробацию в отдельных районах и городах, после чего, возможно, будут скорректированы и только потом вступят в силу.
Это уже третья версия законодательного акта, регулирующего сферу: первый закон приняли в 1999 году, а второй – в 2006 году. Пойти на очередной пересмотр законодателя подтолкнули накопившиеся проблемы – слабая координация ТЧСЖ и организаций ЖКХ, отсутствие комплексного подхода в управлении и эксплуатации многоквартирным жилищным фондом и контроля за обеспечением его сохранности, а также частые нарушения, в том числе правил и сроков ремонтно-восстановительных работ.
Работа над новым законом заняла немало времени. Законопроект представили общественности чуть более года назад. Этому предшествовали обсуждения в экспертных кругах, консультации с отечественными и зарубежными специалистами, а затем документ корректировался с учетом высказанных мнений, замечаний и предложений.
Итак, чем новая редакция закона отличается от действующей:
во-первых, в ней даются определения некоторым понятиям («многоквартирный дом» и др.), более подробно регламентированы отношения, связанные с прилегающими к домам земельными участками, и другие общие положения;
во-вторых, прописаны направления координации сферы со стороны МинЖКО и контролирующие полномочия Жилфондинспекции с одной стороны, с другой – права и обязанности собственников помещений. Расширены инструменты господдержки органов управления многоквартирными домами – к ним отнесли содействие в ликвидации аварийных ситуаций и подготовку, переподготовку кадров для отрасли;
в-третьих, больше внимания уделено процедурным вопросам – порядку выбора и изменения способа управления многоквартирными домами, особенностям каждой такой формы – управление непосредственно собственниками помещений, управляющей организацией или управляющим либо ТЧСЖ (каждой форме посвящена отдельная глава);
в-четвертых, определен характер взаимоотношений с местными властями и органами самоуправления граждан. Органам госвласти на местах и их должностным лицам запретили вмешиваться в работу органов управления многоквартирными домами. При этом хокимияты могут выступать гарантом в получении ими банковских кредитов. Субъекты сотрудничают по вопросам организации благоустроительных и озеленительных работ на прилегающих к многоквартирным домам территориях и по другим вопросам.
В части, касающейся взносов или платежей собственников помещений на содержание, эксплуатацию и ремонт общего имущества, благоустройство прилегающего земельного участка, концептуальных изменений не произошло. Их размер, как и сейчас, будет устанавливаться решением общего собрания, а МинЖКО лишь утверждает порядок определения состава затрат (см. здесь). Ранее же говорилось, что министерство будет ежегодно утверждать минимальные размеры взносов, но в процессе реализации этого механизма стали возникать эксцессы.
Закон вступит в силу только 1 августа 2020 года. Это связано с решением не вводить все изменения сразу в практику, а сначала посмотреть, насколько они «приживутся». До 1 мая 2020 года будет проведен правовой эксперимент по апробации норм нового закона в Яккасарайском районе Ташкента, а также в Джизаке и Маргилане. По его итогам до 1 июня 2020 года определят, нуждается ли документ в совершенствовании и как его будут применять в других регионах республики.
Напомним, с начала года эксперимент по управлению многоквартирным жилищным фондом проводится в Юнусабадском районе столицы. В его рамках все полномочия перешли к профессиональным управляющим компаниям. Проблемные моменты, возникшие в ходе эксперимента, прокомментировала спецкор газеты «Норма» Ирина Гребенюк.
Олег Заманов.