Подписаны постановления Президента об организации деятельности Антимонопольного комитета и Агентства по развитию рынка капитала. Тексты документов опубликованы на УзА (см. здесь и здесь).
Новые порядки
С 1 июля 2019 года за выдачу предварительного согласия на сделки по слиянию и присоединению хозяйствующих субъектов, а также по приобретению лицом и группой лиц акций (долей) в уставном капитале (фонде) хозяйствующего субъекта будет взимать сбор в 10 МРЗП (сейчас не взимается, ред.).
В 2-месячный срок будет разработана методика оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию.
Планируется установить нормы, предусматривающие наложение штрафов и административную ответственность за:
- нарушение законодательства о конкуренции и естественных монополиях, рынка ценных бумаг;
- невыполнение представлений Антимонопольного комитета и Агентства по развитию рынка капитала;
- непредставление информации либо представление заведомо недостоверной информации Антимонопольному комитету;
- вмешательство в деятельность и воздействие в любой форме на работников Антимонопольного комитета с целью воспрепятствовать законному исполнению возложенных задач и функций.
При Антимонопольном комитете планируется создать Агентство по защите прав потребителей. Ему будут переданы полномочия соответствующих госорганов и учреждений в этой сфере.
Стратегии развития
Согласно постановлениям их будет две.
Одна направлена на развитие конкуренции на товарных и финансовых рынках. Согласно ей в 2019-2023 годы планируется реализовать меры, направленные на:
- трансформацию системы защиты и развития конкуренции и создание абсолютно новой прогрессивной модели антимонопольного регулирования, отвечающей высоким требованиям структурных изменений и процессов в национальной и мировой экономике;
- внедрение гибких инструментов и методов анализа товарных и финансовых рынков, в том числе основанных на принципах поведенческой экономики;
- внедрение упреждающих инструментов по защите конкуренции, в том числе механизма антимонопольного комплаенса – системы обеспечения соответствия требованиям законодательства о конкуренции, внутри хозяйствующих субъектов, в первую очередь занимающих доминирующее положение на товарных и финансовых рынках;
- коренное совершенствование системы государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) за счет внедрения новых высокоэффективных методов стимулирующего тарифообразования, создающих эффект конкурентной мотивации и механизмов контроля над их применением;
- создание эффективных инструментов антимонопольного регулирования цифровой экономики, в том числе для пресечения нарушений законодательства о конкуренции, носящих трансграничный характер;
- усиление мер правового воздействия за нарушение требований законодательства о конкуренции с одновременным исключением широких дискреционных полномочий при правоприменении;
- усиление взаимодействия с правоохранительными органами для выявления и пресечения сложных видов антиконкурентных действий, таких как «картельные» соглашения и сговоры;
- внедрение ключевых показателей эффективности (КРI) деятельности Антимонопольного комитета с использованием индикаторов развития конкурентной среды на товарных и финансовых рынках по методике Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР);
- внедрение инновационных разработок и информационных технологий в деятельность Антимонопольного комитета для повышения оперативности выявления случаев ограничения конкуренции и принятия соответствующих мер;
- системное повышение кадрового потенциала Антимонопольного комитета, внедрение в учебные программы высших учебных заведений специальных направлений по подготовке кадров в области конкурентной политики и конкурентного права;
- повышение эффективности деятельности Антимонопольного комитета и предупреждение различных коррупциогенных факторов, предусмотрев социальные гарантии в части достойного материального обеспечения и социальных условий.
Вторая стратегия будет рассчитана на развитие рынка капитала. В нее намечается включить меры по:
- обеспечению слаженного функционирования и развития всех сегментов финансового рынка с целью максимального удовлетворения инвестиционных потребностей населения, предпринимателей и экономики;
- созданию равных условий и свободы предпринимательской деятельности для всех участников рынка капитала, в том числе иностранных, и формированию на этой основе здоровой конкурентной среды;
- повышению доступности рынка капитала для всех категорий инвесторов на основе активной интеграции с международными финансовыми рынками, широкого использования ИКТ и применения передовых подходов, успешно апробированных за рубежом;
- созданию необходимых условий на фондовом рынке для активного финансирования инвестиций на цели развития, путем внедрения передового международного опыта, устранения излишних преград, ограничений и чрезмерного регулирования в этой сфере;
- росту капитализации и конкурентоспособности рынка капитала за счет внедрения привлекательных для инвесторов механизмов, создания действенной альтернативы банковскому кредитованию;
- разработке необходимой законодательной базы, обеспечивающей целостность регулирования рынка капитала и упреждение системных рисков, на основе внедрения соответствующих международных стандартов и практик;
- обеспечению слаженной координации мероприятий по развитию рынка капитала в увязке с целями экономической политики и необходимости сбалансированного развития отраслей;
- стимулированию и всестороннему поощрению инвестиционной и деловой активности на рынке капитала за счет предоставления обоснованных льгот и преференций, применяемых для повышения конкурентоспособности на зарубежных финансовых рынках;
- развитию устойчивой системы кадрового обеспечения рынка капитала в соответствии с современными стандартами, созданию привлекательных условий для привлечения перспективных специалистов, в том числе иностранных.
Реформам будут содействовать новые фонды
При Антимонопольном комитете создается внебюджетный Фонд содействия развитию конкуренции.
Источники формирования |
Статьи расходов |
- суммы необоснованно полученных доходов, взысканных за нарушения законодательства о конкуренции и естественных монополиях; - средства, поступившие от штрафов, взыскиваемых комитетом в установленном законодательством порядке с хозсубъектов и их должностных лиц за нарушение законодательства о конкуренции, естественных монополиях и невыполнение представлений комитета; - сборы за выдачу предварительного согласия на сделки по слиянию и присоединению хозсубъектов, а также по приобретению лицом и группой лиц акций (долей) в уставном капитале (фонде) хозяйствующего субъекта; - доходы от размещения средств Фонда на депозиты коммерческих банков; - грантовые средства и благотворительные пожертвования международных институтов и организаций, юридических и физических лиц; - другие источники, не запрещенные законодательством. |
- финансирование текущих расходов Антимонопольного комитета; - материальное стимулирование и социальное обеспечение, а также льготное финансирование приобретения жилья работниками; - обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов комитета; - осуществление мер по оплате деятельности привлекаемых зарубежных специалистов, международных и иностранных организаций. |
При Агентстве по развитию рынка капитала создается Фонд содействия развитию рынка капитала.
Источники формирования |
Стати расходов |
- сборы, уплачиваемые продавцами при совершении сделок с ценными бумагами на фондовой бирже; - сборы при госрегистрации первичного выпуска эмиссионных ценных бумаг; - сборы, уплачиваемые эмитентами при увеличении номинальной стоимости эмиссионных ценных бумаг в рамках процесса их консолидации; - сборы, взимаемые за рассмотрение заявления соискателя лицензии на право осуществления деятельности по организации лотерей и утверждения условий их проведения; - иные сборы, взимаемые агентством в установленном порядке; - средства, поступающие от штрафов, взыскиваемых агентством в установленном законодательством порядке с хозсубъектов и их должностных лиц за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг и деятельности по организации лотерей; - доходы от размещения средств Фонда на депозиты коммерческих банков; - грантовые средства и благотворительные пожертвования международных институтов и организаций, юридических и физических лиц; - другие источники, не запрещенные законодательством. |
- финансирование текущих расходов агентства; - материальное стимулирование и социальное обеспечение, а также льготное финансирование приобретения жилья работниками; - обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации руководителей и специалистов агентства; - осуществление мер по оплате деятельности привлекаемых зарубежных специалистов, международных и иностранных организаций.
|
Олег Гаевой.
table-bordered