Президент 23 марта подписал Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему созданию благоприятных условий для населения и субъектов предпринимательства при пользовании государственными услугами, сокращению бюрократических барьеров в данном направлении».
Согласно документу, с 1 июня 2021 года:
- регистрация актов гражданского состояния, медицинское обследование лиц, вступающих в брак, и оформление биометрического паспорта для выезда за границу осуществляются по экстерриториальному принципу независимо от места постоянной (временной) регистрации граждан;
- при осуществлении нотариальных действий все сведения, связанные с записями актов гражданского состояния, получаются нотариальными конторами самостоятельно, без истребования у граждан излишних справок, через информационную систему «Единый электронный архив ЗАГС»;
- юрлицам, являющимся субъектами предпринимательства, при оплате сборов и госпошлин, установленных за пользование госуслугами, разрешается осуществление оплаты в наличной форме через своих представителей;
- возвращаются в упрощенном порядке за счет средств внебюджетного фонда Агентства государственных услуг (далее – Агентство) в течение одного рабочего дня:
а) суммы платежей, излишне уплаченные физическими и юридическими лицами при пользовании услугами через центры госуслуг;
б) суммы сборов, дополнительно уплаченные за оказание госуслуг в ускоренном порядке (в случае неоказания услуг в ускоренном порядке);
- отменяются:
а) практика истребования сертификата об отсутствии ВИЧ-инфекции при аккредитации сотрудников представительств зарубежных коммерческих организаций на территории Узбекистана;
б) порядок предоставления дубликатов документов, выдаваемых путем проставления QR-кода (матричного штрихкода) при оказании госуслуг. Данные документы получаются в электронной форме бесплатно и в неограниченном количестве через ЕПИГУ;
в) практика направления органами записи актов гражданского состояния копий записей актов и сдачи отчетов госорганам статистики;
- прекращается практика запрашивания правоохранительными органами, Антимонопольным комитетом и Агентством по управлению государственными активами данных о субъектах предпринимательства у Агентства и центров госуслуг.
С 1 июня также отменяется истребование госорганами, хозяйственными объединениями, органами исполнительной власти на местах, госорганизациями и учреждениями от населения и субъектов предпринимательства:
а) документов, подтверждающих следующие факты:
- нахождение или отсутствие на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансере;
- наличие или отсутствие судимости, личного жилья на имени гражданина, налоговой задолженности;
- адресно-справочную информацию;
- площадь жилого помещения;
- постановку физлица – налогоплательщика на учет в органах государственной налоговой службы;
- размер пенсии и пособия;
- нахождение или отсутствие в списке получателей пенсий и пособий;
- регистрация брака, отсутствие регистрации брака или расторжение брака;
б) нижеследующих:
- копию документа, удостоверяющего личность;
- фотографию лица установленной формы;
- справки медико-социальных экспертных комиссий;
- трудовых книжек и их копий (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения данного документа через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда»);
- архивных справок, подтверждающих зарплату и стаж работы, обучение в высших и средних специальных образовательных учреждениях (за исключением случаев истребования в процессе назначения пенсии гражданам при отсутствии возможности получения данного документа через межведомственный аппаратно-программный комплекс «Единая национальная система труда»);
- кадастровых документов и их копий.
В случае необходимости получения данных документов и справок при приеме на работу и выполнении иных административных процедур госорганы и организации самостоятельно запрашивают их у ответственных госорганов и организаций, в том числе через межведомственную интеграционную платформу системы «Электронное правительство». Истребование ими документов или справок признается нарушением требований актов законодательства в сфере оказания госуслуг.
С 1 мая 2021 года предоставляется возможность приема анкеты-заявления на оформление биометрического паспорта для выезда за границу и оплаты госпошлины в электронной форме через ЕПИГУ.
С 1 июня 2021 года внедряется система выдачи идентификационных ID-карт лицам, достигшим 16 лет, одновременно с постановкой их на учет в органах государственной налоговой службы в качестве налогоплательщиков, а также в накопительной пенсионной системе.
С 1 июля 2021 года учет налогоплательщиков в налоговых органах будет вестись с использованием персонального идентификационного номера физлица (ПИНФЛ), который является единым идентификатором, удостоверяющим личность гражданина при оказании всех государственных, банковских, социальных и иных услуг. Оказание госуслуг по выдаче идентификационного номера налогоплательщика и постановке граждан на учет в пенсионной накопительной системе отменяется.
Утверждены:
- Перечень госорганов и организаций, ответственных за предоставление отдельных видов сведений и документов в электронном виде посредством межведомственной интеграционной платформы системы «Электронное правительство»;
- Перечень госуслуг, результаты оказания которых с 1 мая 2021 года по желанию граждан и субъектов предпринимательства доставляются посредством почтовой связи;
- «Дорожная карта» по упрощению и оптимизации процедур оказания некоторых видов госуслуг.
Эльмира Сиразиева.