Президент подписал Закон от 9.12.2019 г. ЗРУ–589 «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2020 год» и связанные с ним поправки в законодательство (см. ЗРУ–590 от 9.12.2019 г.).
Как мы уже писали, подобного рода документ в Узбекистане принимается впервые. Он позволяет повысить бюджетную ответственность секторов госуправления всех уровней, укрепить бюджетную исполнительскую дисциплину, сократить бюрократию, а также дает больше свободы местным властям.
Закон регламентирует все нюансы бюджетного процесса.
Во-первых, распределены бюджетные полномочия между Олий Мажлисом, Кабинетом Министров, региональными и местными органами представительной власти, а также Министерством финансов. Определен порядок использования, пересмотра и внесения изменений в ассигнования, выделяемые из республиканского бюджета.
Во-вторых, утверждены параметры Консолидированного бюджета – в приложениях к закону указаны прогнозы доходов и расходов бюджетов всех уровней, бюджетов госцелевых фондов и Фонда реконструкции и развития, а также ставки:
- акцизного налога на подакцизные товары (услуги), производимые (оказываемые) в Узбекистане;
- земельного налога с юридических и физических лиц;
- земельного налога, взимаемого с плодоовощеводческих сельскохозяйственных предприятий за земли, занятые плодоовощеводческой продукцией (овощи, бахча, фрукты, виноградники);
- налога за пользование водными ресурсами;
- минимальные ставки арендной платы для физлиц, сдающих имущество в аренду;
- фиксированные суммы НДФЛ для индивидуальных предпринимателей (с начала 2020 года индивидуальным предпринимателям предоставляется право выбора порядка уплаты НДФЛ);
- предельные ставки местных сборов;
- сборов за приобретение и (или) временный ввоз в Узбекистан автотранспортных средств, уплачиваемых их владельцами (пользователями) при регистрации в органах внутренних дел, и сборов за въезд на территорию и транзит по территории страны автотранспорта иностранных государств.
Предусматривается формирование «подушки безопасности» – резервных фондов Кабинет Министров (731 млрд. сум.) и региональных властей (1,5% от общих расходов соответствующих бюджетов), из которых могут финансироваться неотложные и непредвиденные расходы при формировании бюджетов бюджетной системы и необходимые мероприятия в случае социально-экономической нестабильности.
Определен план действий, гарантирующий устойчивость бюджетной системы. Если по итогам 6 месяцев прогноз доходов бюджетов бюджетной системы не выполнен и нет достаточных оснований по их поступлению до конца финансового года, расходы будут сокращать.
Предельный объем внешнего заимствования от имени государства (Правительства) или под госгарантию в 2020 году составляет $4 млрд, из которых освоение (расходы) – $1,5 млрд.
В-четвертых, установлен новый порядок рассмотрения и принятия бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов областей и города Ташкента, бюджетов районов и городов, особенности формирования их доходной части и осуществления расходов, включая использование дополнительных источников.
В-пятых, обеспечивается прозрачность исполнения Консолидированного бюджета страны. В частности, распорядители бюджетных средств первого уровня (их перечень утверждает Кабинет Министров), госцелевые фонды, Фонд реконструкции и развития по итогам каждого квартала (до 25 числа первого месяца следующего квартала) должны публиковать у себя сайтах сведения о:
- распределении бюджетных средств в разрезе подведомственных бюджетных организаций;
- финансовых отчетах;
- реализации проектов, осуществляемых за счет капитальных вложений;
- проведенных конкурсах (тендерах) и осуществленных госзакупках.
Помимо этого, уполномоченные ведомства обязали размещать на своих официальных сайтах:
- перечень объектов, включенных в Инвестиционную программу и финансируемых за счет средств Государственного бюджета, сведения о стоимости и реализации проектов (Минэкономпром и соответствующие распорядители бюджетных средств – на постоянной основе);
- перечень налоговых и таможенных льгот, информацию о суммах предоставленных налоговых и таможенных льгот в разрезе налогоплательщиков (ГНК и ГТК – по итогам каждого квартала);
- сведения о планах работы на финансовый год в первом месяце финансового года и выявленных по результатам контрольных мероприятий финансовых правонарушениях и положительных результатах (органы госфинконтроля – по итогам каждого квартала);
- перечень приобретенных товаров и услуг, объектов, на которых проводятся работы по строительству, реконструкции и ремонту за счет дополнительных бюджетных источников, а также сведения о финансировании строительно-ремонтных работ (Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и города Ташкента, районов и городов).
Внедряются механизмы отчетности об исполнении Госбюджета, выделяемых бюджетных средств и достигнутых результатах.
Кроме того, принят пакет поправок к Бюджетному кодексу, Законам «О Регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан», «О Регламенте Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан» и «О парламентском контроле», которые отражают все вышеописанные новшества и приводят законодательство в соответствие с законом о Госбюджете.
Законы опубликованы в газете «Народное слово» и вступили в силу 10.12.2019 г.
Олег Заманов.