Продолжаем разбирать указ Президента от 27.07.2018 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства». Документ без приложений размещен на УзА.
Напомним, указом Президента от 5.10.2016 г. № УП–4848 с 1.01.2017 года отменены:
- встречные проверки – сопоставление документов, находящихся у разных налогоплательщиков и связанных между собой единством операций. Они проводились в отношении третьих лиц, когда при проведении налоговых проверок возникала необходимость получить дополнительную информацию о правильном отражении налогоплательщиком операций с этими лицами в налоговом учете;
- внеплановые проверки, кроме проверок в связи с ликвидацией юрлица, а также краткосрочных проверок по фактам нарушений законодательства, проводимых исключительно по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов (подробнее – здесь).
Однако с 1 апреля 2018 года Республиканский совет прекратил свою деятельность. Вместо него координировать проверки будет Генеральная прокуратура через специальную электронную систему. Параллельно указом Президента от 22.01.2018 г. № УП–5308 объявлен 2-годичный мораторий на плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности, т.е. плановые ревизии (не путать с ревизиями по уголовному делу, подробнее – здесь).
Принятый документ открыл новый этап упразднения отдельных видов проверок. Так, с 1.09.2018 г. отменены:
- плановые проверки, не связанные с финансово-хозяйственной деятельностью субъектов предпринимательства (т.е. те плановые проверки, которые не попали под мораторий и проводились органами пожарного, санитарного, энергетического надзора, государственной ветеринарной службы и др.);
- проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимые в порядке контроля – проверки, осуществляемые контролирующими органами, за устранением хозяйствующими субъектами нарушений, отмеченных предыдущей проверкой.
Таким образом, с 1.09.2018 г., по-прежнему, будут проводиться:
- проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в рамках уголовных дел (см. гл. 22-1 УПК);
- проверки финансово-хозяйственной деятельности (ревизии) в связи с ликвидацией юридического лица;
- краткосрочные проверки на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства;
- камеральный контроль;
- хронометраж поступления наличной денежной выручки;
- введенные с 2018 года налоговый мониторинг и мониторинг за соответствием отчетного и фактического количества работников хозяйствующих субъектов.
С этой же даты вводится следующий порядок:
- инициирование проверок деятельности субъектов предпринимательства осуществляется на основе результатов системы «риск-анализа», предполагающей инициирование проверок, исходя из степени риска совершения соответствующим субъектом предпринимательства нарушений законодательства;
- Генеральная прокуратура является уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства;
- все проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимые контролирующими органами, подлежат обязательной регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок (Генеральная прокуратура будет изучать обоснованность решений о проверках и выдавать разрешение с уникальным кодом на их проведение);
- проверки деятельности субъектов предпринимательства, проведенные без регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок, являются незаконными;
- результаты проведенных проверок деятельности субъектов предпринимательства вносятся контролирующими органами в Единую систему электронной регистрации проверок в течение 3-х дней после их завершения (субъекты предпринимательства смогут получать по своим запросам информацию о проводимой проверке в виде коротких сообщений (SMS), а также через сеть Интернет в режиме реального времени).
Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства возобновятся в 2020 году и могут охватить периоды 2018 и 2019 годов.
Самир Латыпов.