Неверный логин или пароль
или войдите через:
×
На ваш почтовый ящик отправлены инструкции по восстановлению пароля
x
Новое на buxgalter.uzКак перейти к налоговым отчетам с my3.soliq.uz Почему предприятия общепита не могут применить отраслевые налоговые льготы и преференции Как применять правила о единицах измерения и упаковке при оформлении электронных документов

Отвечает ли отмена обязательных печатей интересам малого бизнеса?

20.05.2015

Указом Президента от 15 мая 2015 года № УП-4725 принята Программа мер по обеспечению надежной защиты частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятию преград для их ускоренного развития. Программа предусматривает отмену круглых печатей у субъектов малого предпринимательства.

 

Последствия отмены привычной «фирменной печати» нужно рассматривать в контексте двух вопросов: «Зачем нужна печать?» и «Насколько она защищает бумажные документы сегодня?».

 

Установлено, что общество должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на государственном языке и указание на место нахождения общества. Печать общества может содержать также его фирменное наименование на других языках по выбору общества (статья 5 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 6.12.2001 г. № 310-II). Также частное предприятие должно иметь печать, содержащую его полное фирменное наименование на государственном языке и указание на местонахождение частного предприятия. В печати  может быть одновременно указано фирменное наименование на другом языке (статья 6 Закона «О частном предприятии» от 11.12.2003 г. N 558-II). Но порядок ее использования в хозяйственной деятельности урегулирован слабо. По общему правилу использование печати при заключении договоров не является необходимым условием, а отсутствие ее оттиска не влечет недействительность сделки. Основное требование − это подпись уполномоченного лица.

 

Таким образом, печать необходимо применять в тех случаях, когда это прямо установлено законом или соглашением сторон. Получается, что юридическое значение печати преувеличено и проставление ее оттиска, скорее, является данью традициям. Однако упоминание о печати есть в Хозяйственном процессуальном кодексе, который устанавливает, что доверенность от имени организации выдается за подписью ее руководителя или иного лица, уполномоченного на это ее учредительными документами, заверенной печатью этой организации (статья 51 ХПК).

 

Заверение печатью требуется, например, при внесении изменений и дополнений, вносимых в учредительные документы, согласно пункту 33 Положения об уведомительном порядке государственной регистрации и постановки на учет субъектов  предпринимательства, утвержденного Постановлением Президента от 24.05.2006 г. № ПП-357, а также при оформлении бухгалтерской документации, согласно Положению о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Приказом министра финансов, зарегистрированным МЮ 14.01.2004 г. № 1297) и т.д.

 

На второй вопрос − является ли печать средством защиты − можно ответить, что она не является единственным и идеальным средством обезопасить документ. При современном уровне развития технологии изготовления печатей ее дубликат изготовить очень просто. Это значит, что злоумышленника, поставившего перед собой цель подделать бумажный документ, печать не остановит. Несмотря на то, что нас окружает разноцветный мир, в офисах до недавних пор господствовали черно-белые документы. Однако развитие технологий цветной печати коренным образом изменило эту ситуацию – теперь практически в каждом уважающем себя офисе есть цветной принтер (или многофункциональное устройство), причем где-то он давным-давно вытеснил своих монохромных собратьев, а где-то уже очень серьезно наступает им на пятки. Поэтому распечатать на документе цветную печать не составит особого труда. Получается, что обычная печать при ее незаконном использовании скорее навредит настоящему владельцу, чем защитит его.

 

Но, на наш взгляд, наиболее эффективным способом подтверждения аутентичности документа на сегодняшний день является использование электронной цифровой подписи. На процессы «электронизации» документов отмена печати не повлияет, и будущее все равно за их электронными видами.

 

С развитием электронных средств защиты, таких как электронные цифровые подписи, обычные печати не могут конкурировать с ними по части обеспечения конфиденциальности и неизменности информации. И, конечно, круглые печати не отвечают требованиям перехода к электронному документообороту, когда все больше отчетности обязательно нужно сдавать через Интернет.

 

Кроме того, во многих принятых в течение последних нескольких лет нормативных документах не раз отмечалось, что Узбекистану следует как можно активнее переходить на электронный документооборот. Отмена печатей − еще один шаг в этом направлении. Не решающий, но важный.

 

Также стоит обратить внимание и на примеры других стран. В США печати отменили давно, примеру американцев быстро последовали в западноевропейских государствах. В начале этого года отменили печати и в России. Как показывает практика этих стран, «институт круглой печати» в современном обществе стал рудиментарным, и следует заменить его более актуальными  способами идентификации (например, электронной подписью, специальными  бланками компаний, голографическими печатями и т.п.), используемыми на добровольной основе.

 

При этом отмена не направлена на запрет круглой печати как инструмента бумажного документооборота вообще  − это лишь возможность отказаться от круглой печати, в том числе в пользу современных способов идентификации.

 

Следует понимать, что право использовать круглую печать сохраняется, и у хозяйственных обществ остается возможность изготовить любое количество печатей и штампов любых форм, расцветок и степеней защиты.

 

Безусловно, одна из важных составляющих успеха в этом рейтинге − облегчение регистрации предприятий, упрощение ведения документооборота, сдачи отчетности, ведения деловой переписки и т.д.

 

С другой стороны, до сего момента печать, как было сказано выше, была обязательной по закону, за десятилетия использования она вошла в деловые обычаи. А старые привычки, как известно, отмирают медленно. Печать − средство, которое используется для дополнительного официального подтверждения уполномоченным лицом действительности изъявляемой им воли или другой информации, на которое установлен особый порядок изготовления, хранения и пользования (пункт 1 Положения о порядке изготовления, хранения и пользования печатями и штампами, утвержденного приказом МВД, зарегистрированным МЮ 27.10.2001 г. № 1077).

 

Применение печати – это многовековой обычай делового оборота, это также атрибут административного статуса. Так, если директора нет на месте, а печать у него в сейфе, то и срочный вопрос не может быть решен.

 

Но дело даже не в том, что к печатям привыкли и документы с круглыми оттисками подсознательно воспринимаются как более весомые. Та же самая трудовая книжка без печати организации, ее выдавшей, считается недействительной, и пока такие вопросы не урегулированы.

 

А как быть в случае, когда контрагент, имеющий печать, требует от своего партнера, решившего от печати отказаться, ставить ее оттиск при подписании договора? Ведь стороны должны прийти к соглашению по всем существенным условиям и спор из-за печати может стать причиной незаключения договора.

 

Остается выразить надежду, что все, пока не совсем ясные вопросы, связанные с отменой печатей будут нормативно урегулированы при внедрении этого новшества в практику.

 

 

Елена ЕРМОХИНА,

наш эксперт-юрист.