Вопросы применения актов законодательства при разрешении споров о признании недействительными актов госорганов и органов самоуправления граждан, а также признания незаконными действий (бездействия) их должностных лиц, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан разъяснены в постановлении Пленума Высшего хозяйственного суда от 17.06.2016 г. № 298.
- www.norma.uz
- Новое в законодательстве
- Пленум ВХС: как признать недействительным решение госоргана?
Пленум ВХС: как признать недействительным решение госоргана?
14.07.2016
Постановлением разъяснены значения основных терминов, используемых в документе, таких как: государственные органы, органы самоуправления граждан, должностное лицо, незаконные действия, незаконное бездействие, законные интересы субъектов предпринимательства.
В документе уточняется, что указанные категории дел рассматриваются хозяйственными судами, если спор возник в экономической сфере и его разрешение законодательством не отнесено к компетенции другого госоргана.
При этом оспаривание решений и действий (бездействий) должностных лиц международных организаций, законодательного, исполнительного, административного или судебного органа иностранного государства, если такие решения и действия (бездействие) вытекают из положений Уголовно-процессуального кодекса и Кодекса об административной ответственности, не подведомственны хозяйственному суду.
В частности, хозсуд не рассматривает споры о признании недействительными следующих актов:
постановление органа предварительного следствия о наложении ареста на имущество;
постановление о назначении документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности;
постановление контролирующего органа о привлечении к административной ответственности должностных лиц хозсубъектов;
акты, оформленные по результатам проверки (о временном изъятии товаров и документов, справок, заключений, протоколов и т.п.);
поручения, данные должностными лицами (письменные или устные указания, письма);
акты, которые не создают каких-либо правовых последствий (например, акт выбора земельного участка, заключение, акт судисполнителя об осмотре имущества и т.д.)
Также хозсудами не удовлетворяются следующие требования:
о признании незаконными (противозаконными), законными актов госорганов и органов самоуправления граждан;
признании недействительными, отмене действий (бездействия) должностных лиц.
В данном случае заявителям необходимо соблюдать точность формулировок, учитывая, что акты госорганов и органов самоуправления граждан признаются недействительными, а действия (бездействие) должностных лиц – незаконными.
В отношении сроков исковой давности постановлением уточняется следующее:
по спорам о признании недействительным решения госоргана или органа самоуправления граждан установленная гражданским законодательством исковая давность не применяется, кроме случаев прямо указанных в законе;
если законодательством, регулирующим административно-правовые отношения, установлен специальный срок исковой давности, применяется этот срок, а не срок исковой давности, установленный гражданским законодательством. Истечение специального срока исковой давности послужит основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований;
при признании недействительным акта госоргана, порождающего гражданско-правовые последствия, применяется срок исковой давности, предусмотренный в Гражданском кодексе.
Как отмечено в документе, суды правомерно отказывают в удовлетворении заявлений госорганов или органов самоуправления граждан о признании недействительными принятых ими актов. Исключение составляют только акты, устанавливающие право собственности.
В заявлении о признании акта госоргана и органа самоуправления граждан недействительным (полностью или частично) кроме предусмотренных частями второй и третьей статьи 112 Хозяйственного процессуального кодекса (далее - ХПК) должны быть указаны дополнительные сведения.
В заявлении также может быть указано и требование о возмещении убытков, причиненных заявителю в результате принятия акта.
К заявлению помимо предусмотренных частью первой и второй статьи 114 ХПК документов, прилагается также копия оспариваемого акта.
Отдельные сведения исходя из специфики спора также должны быть указаны в заявлении о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.
При обжаловании в суд действий (бездействия) должностного лица госоргана или органа самоуправления граждан в заявлении в качестве ответчика указывается не должностное лицо, а соответствующий орган, иначе заявление подлежит отказу в принятии, а возбужденное производство по делу прекращается.
При рассмотрении данной категории дел досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора не является обязательным.
В документе уточняется, что независимо от признания акта недействительным полностью или частично госпошлина взыскивается с ответчика в размере 10 МРЗП. Аналогичный размер составляет госпошлина, взыскиваемая по заявлениям о признании незаконными действий (бездействия) должностных лиц.
Постановлением разъясняются также нормы законодательства, регулирующие вопросы признания недействительными решений налоговых органов (пункты 26-26.2), актов антимонопольного органа (пункт 27) и органов Судебного департамента (пункт 29).
В целом рассмотрение данной категории споров характеризуется следующими особенностями:
госорганы и органы самоуправления граждан участвуют в качестве ответчика;
сроки рассмотрения дел сокращены (не позднее 15 дней со дня вынесения определения о принятии заявления к производству и подготовки дела к судебному разбирательству);
обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, возлагается на принявшие их госорганы и органы самоуправления граждан;
при признании недействительным акта (полностью или частично), незаконным действий (бездействия) должностного лица исполнительный лист не выдается, за исключением случаев взыскания убытков и судебных расходов, связанных с рассмотрением дела (почтовые расходы, расходы на проведение экспертизы, расходы, связанные с проведением судебного заседания в режиме видеоконференцсвязи и другие расходы);
решение суда подлежит немедленному исполнению и др.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.
Публикации по теме:
Пленум ВХС: приоритет прежний – защита бизнесa