Кабинет Министров принял постановление от 5.06.2020 г. № 359 «О дополнительных мерах по широкому внедрению в налоговое администрирование современных информационно-коммуникационных технологий».
Документом утверждена Стратегия развития информационно-коммуникационных технологий Государственного налогового комитета, а также комплекс мер по ее реализации.
В Стратегии определены следующие задачи: модернизация центра обработки данных и телекоммуникационных приложений, приобретение серверов и программного обеспечения, перевод комплекса информационных систем на единую платформу, повышение качества оказания электронных госуслуг, оперативной обработки больших данных.
В результате реализации этих задач ожидаются дополнительные поступления в бюджет в объеме до 20 трлн сумов.
В настоящее время есть ряд системных проблем, связанных с обменом информацией, в частности:
- недостаточный объем имеющейся информационной базы;
- загруженность серверов на 90%;
- рост потребности в увеличении скорости корпоративной сети с увеличением количества электронных услуг в 3,8 раза и электронных систем – в 2,5 раза;
- загрузка в базу больших данных в результате интеграции различных информационных систем;
- отсутствие единой платформы.
В рамках реализации проекта по модернизации центра обработки данных:
- в 10 раз повысится скорость обработки и анализа данных;
- на 100% увеличится уровень обеспечения конфиденциальности информации базы данных, расширится возможность защиты от внешних угроз, а также безопасного и надежного хранения данных;
- объем информационной базы повысится до 1 петабайта.
В качестве одной из основных поставленных задач Стратегии – внедрение технологий Business Intelligence и Big Data. Их внедрение позволит:
- расширить системы обработки больших данных и анализа;
- снизить уровень «теневого оборота» и увеличить налоговую базу;
- создать возможность изучения конъюнктуры рынка в результате обработки данных, сформированных посредством централизованных систем, анализа рыночных цен товаров и услуг;
- сократить трудозатраты – обработкой и анализом данных будут заниматься 50–60% сотрудников.
Перевод информационных систем налоговых органов на полный комплекс единой платформы:
- оптимизирует системы ввода данных, сбора, анализа;
- предотвратит нагрузку на базы данных;
- облегчит процесс сдачи налогоплательщиками отчетности в 5–7 раз;
- создаст совершенно новую систему налогового администрирования и контроля, в частности, применения превентивных мер по предупреждению коррупционных потоков.
Автоматизация бизнес-процессов в налоговом администрировании сократит общее время, затрачиваемое на бизнес-процессы, на 20–30%.
Стратегией также предусмотрено создание систем Case Management и Case Assessment System, которые усовершенствуют систему налогового администрирования: налоговый аудит будет проводиться в автоматической форме, мониторинг, пользование данными и анализ – в режиме реального времени.
Увеличение количества электронных госуслуг, оказываемых налогоплательщикам, и мобильных приложений снизит человеческий фактор в отношениях с сотрудниками налоговой системы на 60%. Это не только предупредит коррупцию, но и резко сократит делопроизводство в бумажной форме.
Постановлением также предусмотрено увеличение количества систем информационного обмена органов налоговой службы с другими министерствами и ведомствами. Эти меры послужат расширению налоговой базы за счет скорости получения, качества анализа большого объема информации, получаемой налоговыми органами от налогоплательщиков в электронном виде.
Документ опубликован на государственном языке в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 6.06.2020 г.