На госпортале обсуждается проект постановления Кабинета Министров «Об утверждении Положения о Едином портале интерактивных государственных услуг и порядке оказания электронных государственных услуг».
Госуслуга будет считаться электронной, если одна или несколько процедур ее предоставления (прием запроса, рассмотрение и направление ответа и т.п.) осуществляются с применением ИКТ. Если же ни одна из процедур не отвечает этим требованиям, то услуга считается традиционной.
Предусматривается, что должны приниматься все меры по переводу госуслуг в электронную форму.
Запрос на электронную услугу и направление ответа должны осуществляться госорганами через:
- ЕПИГУ;
- официальные веб-сайты;
- другие системы, обеспечивающие удаленное взаимодействие органов с заявителями;
- традиционным способом.
Оказание электронных услуг должно быть направлено на:
- создание на всей территории страны возможностей осуществлять взаимоотношения с госорганами в рамках электронного правительства;
- внедрение в системе госуправления принципа «одно окно» для взаимоотношений с населением и предпринимателями;
- повышение качества услуг, создавая прозрачные механизмы их оказания;
- сокращение издержек при оказании госуслуг.
В проекте определены виды электронных услуг:
Информационная – услуга одностороннего взаимодействия, оказываемая путем публикации и иного распространения информации о деятельности госоргана.
Интерактивная – услуга двустороннего взаимодействия, включающая прием запроса, его рассмотрение и направление ответа. Все процедуры ее оказания осуществляются с использованием информационных систем, и является транзакционной.
Основная – услуга, результат которой направлен на признание, становление или прекращение прав заявителей.
Промежуточная – ее оказание не направлено на признание, становление, изменение или прекращение прав заявителей, а результат необходим для получения другой госуслуги: предоставление справок, выписок и других документов, хранящихся в госорганах.
Платные и бесплатные – для оказания первых должны создаваться автоматизированные системы учета оплаты, биллинговые системы, возможности онлайн-оплаты.
Базовые – оказываются всеми госорганами. Это информация о структуре, функциях органа, перечни предоставляемых услуг; рассмотрение обращений; запись на прием к руководству; контактная информация.
Низкие – не требующие предоставления персональных данных;
Средние – требующие их предоставление;
Высокие – требующие предоставление подлинных персональных данных, запрос на которые подтверждается ЭЦП.
Проект предусматривает, что электронные госуслуги должны быть простыми в использовании и соответствовать потребностям заявителей. При этом госорганы обеспечивают гарантированный и безопасный доступ к услугам.
Порядок и срок оказания электронной госуслуги будут утверждаться ее регламентом, разрабатываемым предоставляющим услугу госорганом. В нем указываются наименование услуги, процедуры ее оказания.
Единой точкой доступа к электронным госуслугам является ЕПИГУ. Официальные веб-сайты – точки доступа к услугам соответствующих госорганов.
Основной язык ЕПИГУ – государственный, возможны версии на каракалпакском, русском, английском и других языках.
Техническое сопровождение ЕПИГУ осуществляется Центром развития и внедрения компьютерных и информационных технологий «Узинфоком», информационное и методологическое – Центром развития системы «Электронное правительство» при Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций.
Основные задачи ЕПИГУ:
- публикация списка электронных госуслуг, порядка их предоставления;
- прием в электронном виде заявлений и иных документов, необходимых для получения услуг;
- предоставление госорганам возможности обработать заявления в электронном виде и направить результат заявителю;
- прием запросов на оказание услуг, передача в ведомственные информационные системы, получение и предоставление результата по ним;
- отслеживание состояния оказания услуг;
- формирование, хранение и проверка подлинности электронных документов;
- оказание базовых госуслуг;
- учет запросов заявителей, мониторинг качества предоставления услуг.
Доступ физических и юридических лиц к ЕПИГУ будет осуществляться через Единую систему идентификации.
ЕПИГУ предоставляет возможность сформировать копию электронного документа на бумажном носителе.
Проект находится на стадии согласования и может быть изменен, скорректирован или отклонен.
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.
Комментарии (1)
Добавить комментарийГость_ :
Требование отдельными госструктурами обязательного наличия электронно-цифровой подписи значительно сокращает возможность обращения и оперативность направления запроса. Необходимо определить перечень обращений на которые необходима ЭЦП