На Едином портале обсуждается законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон «О железнодорожном транспорте» (от 15.04.1999 г. № 766–I).
Основные изменения коснутся разграничения полномочий Кабинета Министров, Госинспекции по надзору за безопасностью железнодорожных перевозок, АО «Узбекистон темир йуллари», органов госвласти на местах в сфере управления железнодорожным транспортом. В связи с этим проект содержит отдельные нормы, определяющие компетенцию указанных органов.
При этом уточняется, что госрегулирование и управление в области железнодорожного транспорта осуществляются путем сертификации, лицензирования, налогообложения, формирования тарифов на социально значимые перевозки, единой научно-технической политики, а также другими предусмотренными законодательством формами. Цель регулирования – обеспечить баланс интересов государства, потребителей и организаций железнодорожного транспорта, его целостное, эффективное, безопасное и качественное функционирование, комплексное развитие, а также беспрепятственный доступ к его услугам.
Отдельное внимание в законопроекте уделяется определению основных требований к перевозчику и критериям безопасности железнодорожных перевозок.
Так, перевозчик будет должен:
соблюдать требования НПА и нормативных документов в области техрегулирования, техрегламентов и стандартов в области железнодорожного транспорта;
иметь на праве собственности или иных вещных правах железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления перевозок, прошедший госрегистрацию и регистрацию в международных информационных системах, и (или) железнодорожную инфраструктуру;
иметь лицензию на выполнение железнодорожных перевозок;
выполнять требования охраны труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и экологии;
обеспечивать выполнение требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;
осуществлять страхование своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью населения;
выполнять иные требования, предусмотренные законодательством.
Предложено дать определение понятию «обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта». К числу субъектов, обеспечивающих безопасность, будут отнесены все органы государственного и хозяйственного управления, а также физические и юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в этой сфере и непосредственно участвуют в перевозочном процессе.
Саму безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта предлагается определить как состояние защищенности подвижного состава и процесса движения, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения нарушений безопасности перевозок и их последствий в виде причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.
Одной из дополнительных мер безопасности в сфере железнодорожного транспорта станет регистрация подвижных составов и железнодорожных путей необщего пользования, т.е. находящихся в эксплуатации структурных подразделений министерств, ведомств и юрлиц различных форм собственности и предназначенных для обслуживания отдельных организаций, грузоотправителей и грузополучателей на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд их владельца.
Законопроектом предусматривается корректировка значения некоторых понятий, используемых в тексте Закона.
Проект находится на стадии обсуждения и может быть изменен, скорректирован или отклонен.
Олег ЗАМАНОВ, наш эксперт.
Публикации по теме:
Наказание за правонарушения на транспорте будет определять суд
Все аварии на ж/д транспорте будут учтены