Утверждено Положение о порядке лицензирования деятельности по производству пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции (ПКМ от 23.08.2019 г. № 707).
Большая часть нововведений уже анонсировалась нами, поскольку зафиксирована ранее вышедшими документами.
Во-первых, изменился лицензирующий орган. Теперь это Инспекция по регулированию алкогольного и табачного рынка при Министерстве финансов (далее – Инспекция). Она наделена широкими контрольными полномочиями. Среди прочего, Инспекция имеет право:
- доступа ко всем административным, производственным, лабораторным и складским помещениям, линиям производства, оборудованию, транспортным средствам и иной технике без предварительного уведомления лицензиата и в порядке уведомления бизнес-омбудсмана путем регистрации в Единой системе электронной регистрации проверок;
- проводить визуальный осмотр для проведения предварительного контроля качества выпускаемой продукции и ее хранения;
- инспектировать соблюдение технических и технологических норм при производстве, контролировать качество хранения и оборот пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции, в том числе качество сырья и вспомогательных материалов, используемых на производстве;
- контролировать внесение лицензиатом своевременной и достоверной информации в Информационную систему учета, включающей в том числе систему маркировки и прослеживания алкогольной продукции, а также внесение своевременной и достоверной информации в информационную систему электронных счетов-фактур, интегрированную в информационную систему ГНК;
- по фактам нарушения законодательства и лицензионных условий запрашивать и получать объяснительные должностных лиц в письменном виде;
- налагать штрафы за нарушение лицензионных требований.
Во-вторых, с будущего года лицензия также будет нужна для производства технического спирта, а с 1 января 2021 года – пива и пивных напитков. Некоторые лицензируемые позиции скорректированы. Например, крепость производимых винных напитков – от 7 до 22% (было – от 4 до 28%).
В-третьих, установлены дополнительные лицензионные требования и условия. Некоторые начнут действовать с будущего года (см. УП–5656 от 5.02.2019 г.). Помимо них также введены:
- обязательная регистрация основного производственного оборудования пищевого и технического этилового спирта и алкогольной продукции, а также регистрация и перерегистрация его собственников в Инспекции, предварительное согласование с Инспекцией изменений в технических и технологических процессах производства, установленной годовой производственной мощности выпускаемой продукции, а также в документах по расположению производственного цикла и инженерно-технических коммуникаций;
- обновление морально и физически устаревшего основного производственного оборудования, с последующей его регистрацией в Инспекции;
- внедрение и использование информационной системы учета объемов производства и оборота пищевого и технического этилового спирта, алкогольной и табачной продукции, включающей систему маркировки и прослеживания алкогольной продукции, а также использование электронных счетов-фактур;
- уставный фонд должен постоянно обеспечиваться на определенном уровне, его минимальный размер теперь зависит от вида производимой продукции:
- пищевой этиловый спирт и водка – от 10 000 базовых расчетных величин (БРВ) и выше;
- другая алкогольная продукция (кроме первичной переработки винограда и плодов) – от 1 000 БРВ и выше.
При этом переоформить действующую лицензию можно досрочно, не дожидаясь окончания ее действия (31.12.2019 г.), по новым лицензионным требованиям.
В-четвертых, вместо госпошлины за выдачу лицензии вносятся ежегодные лицензионные платежи. Производители пива начнут их уплачивать с 1 января 2022 года.
Первая оплата производится до получения лицензии – реквизиты и сумма указываются в уведомлении, направляемом (вручаемом) соискателю. Размер ежегодного лицензионного платежа зависит от группы производимой продукции:
№ п/п |
Группа производимой продукции |
Размер ежегодного лицензионного платежа (кратно к БРВ) |
1 |
Пищевой этиловый спирт ректификованный |
100 |
2 |
Технический этиловый спирт, эфироальдегидная фракция (головная фракция этилового спирта) |
25 |
3 |
Водка и ликеро-водочная продукция из пищевого этилового спирта |
250 |
4 |
Винный напиток крепостью от 7 до 22% |
250 |
5 |
Водка виноградная и плодовая, вино виноградное и плодово-ягодное, коньяк, коньячный напиток, бренди, виски, ром, кальвадос |
100 |
6 |
Спирт виноградный и плодово-ягодный, винный спирт, спирт-сырец виноградный и плодово-ягодный, дистиллят виноградный, винный, коньячный, висковый, ромовый, плодово-ягодный и кальвадосный, вино игристое и газированное |
50 |
7 |
Виноматериалы виноградные и плодово-ягодные |
25 |
8 |
Пиво и пивные напитки, при мощности производства: |
|
свыше 500 тыс. дал в год |
250 |
|
меньше 500 тыс. дал в год |
25 |
Но этим перечень изменений, произошедших в процедуре лицензирования, не исчерпывается. Также отметим, что производством пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции могут заниматься только юрлица – резиденты Узбекистана, а производством пищевого этилового спирта – только юрлица с госдолей или долей госоргана хозяйственного управления от 50% и более.
Под запретом производство алкогольной продукции из пищевого спирта иностранного производства. Также запрещено производство пищевого и технического этилового спирта, алкогольной продукции 2 и более лицензиатам в одних и тех же стационарных помещениях и на одном оборудовании.
Документы, необходимые для получения лицензии, можно направить в Инспекцию в электронной форме с уведомлением об их получении. В этом случае соискатель подтверждает их своей ЭЦП. Указав в заявлении электронный адрес, соискатель соглашается получить уведомление о принятом решении в электронной форме посредством информационной системы.
Сбор за рассмотрение заявления повысился до 4 БРВ на день уплаты (был 1 МРЗП).
Кроме того, в документе прописаны финсанкции – конкретные размеры штрафов, налагаемых на лицензиатов:
№ п/п |
Вид нарушения |
Размер штрафа |
1 |
Необеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству водки, а также водки и ликероводочной продукции из пищевого этилового спирта не менее чем на: |
|
60 процентов |
150 БРВ |
|
40 процентов |
250 БРВ |
|
2 |
Необеспечение использования имеющихся годовых производственных мощностей по производству ликероводочных изделий из пищевого этилового спирта на организациях, не производящих водку, не менее чем на: |
|
50 процентов |
150 БРВ |
|
30 процентов |
250 БРВ |
|
3 |
Производство алкогольной продукции с использованием других видов спирта (кроме этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректификованного виноградного, спирта этилового ректификованного плодового), а также производства алкогольной продукции с использованием иностранного этилового спирта |
200% стоимости произведенной продукции (по оптово-отпускным ценам), но не менее 150 БРВ |
4 |
Хранение этилового спирта и алкогольной продукции в местах хранения, не внесенных в заявление при получении лицензии |
100% стоимости товара, который находится в таком месте хранения, но не менее 150 БРВ |
5 |
Реализация алкогольной продукции (за исключением пива) предприятиями-производителями по ценам ниже установленных минимальных оптово-отпускных цен на такую продукцию |
20% от стоимости реализованной алкогольной продукции, но не менее 100 БРВ |
При повторном выявлении того же нарушения в течение года после применения штрафа |
50% от стоимости реализованной алкогольной продукции, но не менее 200 БРВ |
|
6 |
Реализация пищевого этилового спирта без 100-процентной предварительной оплаты |
100% стоимости, вывезенной или транспортируемой продукции, но не менее 150 БРВ |
7 |
Реализация алкогольной продукции (за исключением пивоваренной продукции, игристого и натурального вина) лицу, не имеющему лицензий на оптовую торговлю алкогольной продукцией |
100% стоимости, вывезенной или транспортируемой продукции, но не менее 150 БРВ |
8 |
Производство и (или) оборот пищевого этилового спирта и алкогольной продукции без их учета в Информационной системе учета |
50 БРВ |
9 |
Непредставление или несвоевременное представление информации или представления информации с недостоверными сведениями в Информационную систему учета об объемах производства и (или) оборота пищевого этилового спирта, алкогольной продукции |
50 БРВ |
10 |
Невыполнение других лицензионных требований |
50 БРВ |
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 24.08.2019 г.
Олег Заманов.