Президент подписал постановление от 29.05.2018 г. № ПП–3752 «О мерах по совершенствованию деятельности научно-исследовательских институтов в социально-экономической сфере».
1. Институт прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете министров передан в ведение Министерства экономики.
Он будет заниматься:
- формированием научно-методологических основ системы стратегического планирования и разработкой концепций, комплексных, целевых, отраслевых и территориальных программ, направленных на обеспечение социально-экономического развития страны на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды в условиях либерализации экономики, повышения интеллектуального, технологического и инновационного потенциала страны в целях повышения благосостояния населения;
- разработкой на основе передового зарубежного опыта современного инструментария прогнозного моделирования, оценкой влияния мер макроэкономической политики на развитие национальной экономики, отдельных ее сфер и территорий;
- разработкой структурных преобразований в экономике, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, эффективности внешнеэкономической деятельности, подготовкой предложений по важнейшим направлениям модернизации и диверсификации экономики страны;
- подготовкой научно обоснованных предложений по дальнейшему углублению реформирования и либерализации экономики, обеспечению приоритетной роли частной собственности, широкому внедрению рыночных методов и механизмов управления экономикой;
- разработкой стратегий и программ комплексного и сбалансированного социально-экономического развития регионов, предусматривающих сокращение межрегиональных диспропорций в экономике за счет эффективного использования инвестиционного и ресурсного потенциала территорий, дальнейшее стимулирование развития малого бизнеса, инновационного предпринимательства и улучшение инвестиционного климата;
- подготовкой предложений по стратегическим направлениям внедрения передовых ресурсосберегающих и инновационных технологий, повышением энергоэффективности экономики, внедрением и развитием возобновляемых источников энергии;
- содействием в разработке методологических основ формирования государственного резерва и стратегии продовольственной безопасности страны;
- формированием среднесрочных и долгосрочных прогнозов демографического развития с последующей разработкой прогнозных балансов трудовых ресурсов, а также инновационных мер и механизмов, направленных на расширение спектра предоставляемых социальных услуг населению;
- проведением системного анализа различных составляющих уровня и качества жизни, динамики благосостояния населения, в том числе размеров и источников его доходов, структуры потребительских расходов;
- осуществлением расчетов минимальной потребительской корзины и прожиточного минимума с последующей выработкой предложений по обеспечению дальнейшего роста покупательской способности населения;
- организацией широкого обсуждения результатов экономических реформ в средствах массовой информации и научных публикациях, в ходе конференций, «круглых столов» и семинаров с привлечением отечественных и зарубежных экспертов, представителей бизнес-кругов.
2. Институт социальных исследований преобразован в Институт бюджетно-налоговых исследований с возложением задач по проведению исследований в социальной сфере. Это учреждение, ранее подведомственное Кабинету министров, переподчинено Министерству финансов.
Основными задачами и направлениями деятельности этого института определены:
- организация и проведение научно-исследовательских фундаментальных и прикладных работ в области бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики, выработка практических рекомендаций по их совершенствованию, повышению эффективности бюджетного процесса и налогового администрирования, укрепления доходной базы местных бюджетов;
- методическое и аналитическое обеспечение Министерства финансов по вопросам совершенствования бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики;
- анализ тенденций развития финансового сектора и реализуемых мер в области бюджетно-налоговой и таможенно-тарифной политики, выявление системных проблем и повышение эффективности методов бюджетирования, обеспечение бюджетной самообеспеченности регионов;
- разработка инновационных методов планирования и прогнозирования доходной и расходной части Государственного бюджета, механизмов финансирования бюджетных организаций, государственного финансового контроля и мониторинга за формированием потенциальных рисков исполнения бюджетов бюджетной системы;
- формирование предложений по дальнейшему совершенствованию системы пенсионного обеспечения, участие в разработке предложений по совершенствованию бюджетного, налогового и таможенного законодательства;
- широкое освещение в средствах массовой информации, в том числе на телевидении и интернет-ресурсах, результатов научных исследований, а также активное участие в повышении уровня финансовой грамотности населения.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 30.05.2018 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Олег Гаевой.