Подписано постановление Президента от 14.03.2019 г. «О мерах по развитию сельскохозяйственной кооперации в плодоовощной отрасли». Текст акта размещен на УзА.
Практика сельскохозяйственной кооперации была распространена в Узбекистане в 90-е годы прошлого столетия. Но с трансформацией экономики и переходом на рыночные механизмы, сельскохозяйственные кооперативы стали нерентабельны. Их земли начали поэтапно передавать фермерским хозяйствам, а сами кооперативы – реорганизовывать. С другой стороны, со временем устарела нормативная база (Законы «О кооперации», «О сельскохозяйственном кооперативе (ширкате)» и др.). Такое положение дел подтолкнуло государство к конкретным мерам по «реанимации» этой формы экономической деятельности.
В новые сельхозобъединения на принципах добровольности и паевого участия войдут самостоятельные и взаимосвязанные агропредприятия, фермерские, дехканские хозяйства и владельцы приусадебных земель.
В порядке эксперимента в 2019–2020 гг. такие объединения для совместного производства, заготовки, хранения и реализации плодоовощной продукции появятся в Галляаральском и Зааминском районах Джизакской области, Булунгурском и Ургутском районах Самаркандской области, Алтыарыкском и Кувинском районах Ферганской области, Кибрайском и Паркентском районах Ташкентской области. По итогам эксперимента до 1 декабря 2020 года должны внести предложения о целесообразности распространения этого института в других регионах республики.
При этом действует следующий порядок:
- полномочия, передаваемые непосредственно сельхозобъединению, определяются в учредительных документах. По остальным вопросам члены сельхозобъединения сохраняют свою экономическую независимость и правовой статус, а взаимоотношения между сельхозобъединением и его членами строятся на договорных началах;
- члены сельхозобъединения не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости внесенных ими взносов (паев), если иное не установлено учредительными документами;
- земельные участки членов сельхозобъединения не подлежат оптимизации и изъятию, кроме случаев, предусмотренных Земельным кодексом. При этом изъятие земель у них осуществляется исключительно по решению суда.
С 1 марта 2019 года члены сельхозобъединений, специализирующиеся на производстве плодоовощной продукции, вправе самостоятельно принимать решение о размещении сельхозкультур и их последующей замене. С 1 января 2020 года появляется условие – внесение не позднее 1 февраля урожайного года соответствующих данных в создаваемый реестр размещения плодоовощных культур.
Государство будет поддерживать это направление, в частности:
- сельхозобъединения и их членов – в 2019–2020 гг. процентные расходы по кредитам коммерческих банков на приобретение саженцев и сертифицированных семян, а также оборудования по переработке плодоовощной продукции покрываются за счет средств Государственного фонда поддержки развития предпринимательской деятельности в размере 25% от установленной банком ставки, но не более 5 процентных пунктов, а по валютным кредитам не более 1,5 процентных пункта;
- экспортеров, закупающих плодоовощную продукцию у сельхозобъединений, – предоставление субсидий из Госбюджета и Агентства продвижения экспорта, а также за счет привлекаемых средств международных финансовых институтов, в том числе средств Всемирного банка, на покрытие 50% затрат, предусмотренных в утвержденных бизнес-планах, связанных с:
- обучением членов сельхозобъединений новым технологиям производства плодоовощной продукции;
- проведением мониторинга агротехнических мероприятий на землях членов сельхозобъединений;
- проведением маркетинговых исследований внешних рынков плодоовощной продукции, производимой членами сельхозобъединений.
Результаты эксперимента и передовой зарубежный опыт, современные требования рыночной экономики должны отразиться в проекте закона «О кооперации в сельском хозяйстве», который должны внести в Законодательную палату до 1 декабря 2020 года. Напомним, законопроект уже размещался на портале СОВАЗ, с его обзором можно ознакомиться здесь.
Олег Заманов.