Принято Постановление Президента от 30.05.2022 г. №ПП-263 «О мерах по широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры».
Приоритетными задачами внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в деятельность адвокатуры определены:
- повышение независимости института адвокатуры от госорганов и иных структур путем внедрения современных ИКТ и исключения человеческого фактора;
- эффективная организация электронного обмена данными между адвокатурой, судом, правоохранительными и иными госорганами для оперативного получения информации, необходимой для осуществления адвокатской деятельности;
- расширение возможности оказания адвокатами юридической помощи физическим и юридическим лицам в режиме онлайн;
- формирование информационных систем, баз данных и иных программных продуктов, необходимых для деятельности адвокатуры.
С 1 января 2023 года:
- выдача лицензии на право занятия адвокатской деятельностью осуществляется и оформляется посредством информационной системы «Лицензия» с сохранением действующего порядка сдачи претендентом квалификационного экзамена;
- государственная регистрация, перерегистрация и ликвидация адвокатских структур осуществляются исключительно в электронной форме в соответствии с принципом «одно окно» посредством ЕПИГУ.
С 1 января 2023 года будет запущена информационная система «Юридическая помощь», предусматривающая цифровизацию процессов оказания юридической помощи гражданам, интеграцию сферы адвокатуры с деятельностью судов, правоохранительных и иных государственных органов. В рамках данной системы:
- формируются электронный реестр адвокатов и персональный электронный кабинет адвоката;
- персональный кабинет адвоката позволяет вести онлайн-диалог с физическими и юридическими лицами, заключать по желанию доверителя соглашение (договор) о дистанционном оказании юридической помощи, а также оказывать юридическую помощь в режиме онлайн;
- внедряется электронный документооборот между адвокатурами, судами, правоохранительными и иными государственными органами (за исключением сведений, составляющих охраняемую законом тайну);
- создается возможность электронного уведомления адвоката должностными лицами органа, осуществляющего доследственную проверку, дознавателем, следователем, прокурором или судом о времени и месте проведения доследственной проверки, дознания, следственных действий или судебного заседания;
- приостанавливается статус адвоката по заявлению самого адвоката путем направления уведомления.
Министерство юстиции определено ответственным органом государственного управления за интеграцию информационной системы «Юридическая помощь» с другими информационно-коммуникационными системами, ее бесперебойное функционирование, а также обеспечение информационной безопасности и неразглашение адвокатской тайны.
С 1 февраля 2023 года:
- адвокатскими структурами выдается «Электронный ордер адвоката» с нанесенным QR-кодом, приравненный к статусу ордера традиционной формы для ведения определенного дела;
- внесение в информационную систему «Юридическая помощь» сведений о данном ордере является обязательным;
- отменяются требования, предъявляемые к форме адвокатского запроса, включая приложение к нему копии ордера, а также к ведению книги учета ордеров.
Постановлением установлено, что:
- привлечение адвоката к работе за счет государства производится путем случайного электронного отбора с исключением человеческого фактора;
- внедряется порядок организации повышения квалификации адвокатов в режиме онлайн и выдачи документов, подтверждающих повышение квалификации, в электронной форме;
- отменяется сбор статистической информации от адвокатских структур в традиционной форме с внедрением автоматического обобщения данной информации.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 30.05.2022 г.
Саодат Усманова.