Президент 24 июля подписал Указ, предусматривающий очередной этап судебно-правовой реформы.
В структуре Верховного суда образуется судебный состав по рассмотрению:
- инвестиционных споров, возникающих между крупными инвесторами (физические и юрлица, инвестировавшие не менее $20 млн в экв.) и госорганами;
- дел о конкуренции.
Судебный состав будет рассматривать соответствующие дела в качестве суда первой инстанции по желанию крупных инвесторов и сторон по делам о конкуренции. Остальные инвестиционные споры по желанию инвесторов могут быть рассмотрены судами Каракалпакстана, областей и Ташкента по первой инстанции.
Также в Верховном суде появится руководитель аппарата, который будет организовывать и координировать работу управлений и отделов. Должность подотчетна Пленуму Верховного суда, который назначает и освобождает от нее по представлению председателя Верховного суда. Кроме того, в структуре высшей судебной инстанции создаются два управления:
- анализа законодательства в судебно-правовой сфере, которому передаются 9 штатных единиц упраздняемого Центра изучения проблем судебной практики Высшей школы судей;
- по взаимодействию с общественностью и СМИ. Пресс-службы появятся также в областных и приравненных к ним судах.
В ближайшие два месяца в Олий Мажлис должен поступить законопроект, разработанный в порядке законодательной инициативы Верховным судом и Высшим судейским советом. Согласно проекту с 1 января 2021 года:
- на базе судов по гражданским, уголовным делам и экономических судов областного уровня образуются суды общей юрисдикции Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента. При этом сохранится строгая специализация судей и будут образованы отдельные судебные коллегии по видам судопроизводства;
- полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях возвращаются судам по уголовным делам (с 1 июня 2017 года – в компетенции административных судов, ред.);
- в центрах Каракалпакстана и областей, а также в Ташкенте образуются межрайонные административные суды. В этой связи районные (городские) административные суды будут упразднены, но административные суды Республики Каракалпакстан, областей и Ташкента – сохранятся;
- упраздняются Амударьинский, Нурабадский, Байсунский и Пастдаргомский районные экономические суды;
- образуются Янгиюльский межрайонный, Ургутский, Сохский, Хатырчинский, Пахтакорский районные суды по гражданским делам, Пастдаргомский межрайонный экономический суд, Бузатовский, Тахиаташский, Бандиханский, Тупроккалинский районные суды по уголовным делам;
- решения Высшей квалификационной коллегии судей и квалификационных коллегий судей региональных судов можно будет обжаловать в Высший судейский совет.
Помимо этого, с будущего года также:
а) упраздняется институт рассмотрения судебных дел в порядке надзора, отменяется право председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей на внесение протеста в порядке надзора на решения, приговоры, определения и постановления суда;
б) вводятся стадии предварительного слушания для оперативного выявления и устранения факторов, препятствующих рассмотрению уголовного дела на общих основаниях, определения порядка принятия решений по делу с участием сторон и соблюдением принципа состязательности на стадии назначения дела к рассмотрению в суде;
в) внедряются следующие правила судопроизводства:
- решения межрайонных, районных (городских) судов могут быть пересмотрены в апелляционном порядке областными и приравненными к ним судами, а решения областных и приравненных к ним судов, вынесенные в качестве суда первой инстанции, – судебными коллегиями Верховного суда;
- решения судов, рассмотренные в апелляционном порядке, могут быть пересмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда;
- решения, вынесенные по делам, которые были рассмотрены в кассационном порядке судебными коллегиями Верховного суда, могут быть рассмотрены повторно в кассационном порядке по протесту председателя Верховного суда, Генерального прокурора и их заместителей;
- отказ гособвинителя от обвинения влечет прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям;
- прокурор может истребовать из суда и изучить дело, по которому судебный акт вступил в законную силу, только если по этому делу есть обращения сторон;
- прокурор за отдельными исключениями не может по собственной инициативе участвовать в рассмотрении гражданских и экономических дел в судах, возбужденных по инициативе других лиц.
До 1 ноября 2020 года должны разработать и внести в Законодательную палату новую редакцию Закона «О судах», в которой будут оформлены все вышеописанные новшества.
Олег Заманов.