Подписан соответствующий Закон от 13 декабря 2019 года № ЗРУ–593.
Протокол оформлен в Москве 28 марта 1997 года, вступил в силу 17 сентября 1999 года.
Без него Минская конвенция предстает неполной, так как Протокол содержит пакет поправок, которые расширяют и конкретизируют порядок сношений, объем правовой помощи, пересылки документов и других организационно-технических аспектов.
В документе более подробно раскрыты вопросы взаимоотношений по гражданским (пределы участия прокурора, правоотношения родителей и детей) и уголовным делам (розыск, заключение под стражу и выдача международных преступников).
Узбекистан ратифицировал документ с оговоркой – статья 22.1 исполняется только в рамках действующего национального законодательства. В ней говорится о рассмотрении просьбы прокурора одной договаривающейся страны к прокурору другой страны-участницы о возбуждении гражданского дела в защиту прав и законных интересов граждан обращающейся стороны.
При этом напомним, в августе 2019 года Узбекистан присоединился к Кишиневской конвенции. Минская конвенция прекращает свое действие для стран-участниц Кишиневской. Поэтому ратификация данного Протокола нацелена на развитие и укрепление межгосударственных отношений с Туркменистаном, который пока не присоединился к Кишиневской конвенции и Грузией, которая вышла из СНГ в 2009 году, но продолжила участвовать в Минской конвенции.
Дополнение. По сообщению Сената от 16 декабря, Российская Федерация также не является участником Кишиневской конвенции. На долю РФ приходится большинство запросов (75%), рассматриваемых в рамках Минской конвенции. Поэтому ратификация Протокола дает возможность более активно взаимодействовать по вопросам оказания правовой помощи с российской стороной, а также повышает оперативность документооборота между странами-участницами в три раза (сроки сокращаются с 9–12 до 3–4 месяцев).
Закон опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 13.12.2019 г.
Олег Заманов.