Опубликовано постановление Кабинета Министров от 28.12.2017 г. № 1027 «О создании Единой системы мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера».
Единая система является неотъемлемой частью Государственной системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (ГСЧС), предназначенной для решения вопросов мониторинга, обмена информацией и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера (далее – чрезвычайные ситуации).
Основными задачами Единой системы являются:
- раннее выявление потенциальных источников возникновения чрезвычайных ситуаций, организация и осуществление системного наблюдения и контроля за ними;
- обеспечение автоматизированного и постоянного взаимообмена информацией о мониторинге и прогнозировании чрезвычайных ситуаций, а также информацией об их возникновении и последствиях;
- заблаговременное прогнозирование масштабов и характера возможного развития опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- выработка рекомендаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также уменьшению их последствий.
Утверждена организационно-функциональная структура Единой системы. Она объединяет органы государственного и хозяйственного управления, органы госвласти на местах и другие организации, выполняющие в рамках ГСЧС вышеуказанные функции (участники Единой системы). К ним относятся: Минздрав, Минсельводхоз, МЧС, Госкомэкологии, Госкомгеологии, Госкомкадастра, Институт сейсмологии и др. госорганизации. Управление и контроль за деятельностью Единой системы осуществляется МЧС.
Единая система имеет республиканский, местный и объектовый уровни. Взаимодействие участников Единой системы осуществляется при четком разделении зон ответственности по принципу:
Все участники Единой системы обязаны предоставлять в МЧС и его территориальные подразделения мониторинговую и прогнозную информацию о состоянии и возможной активизации источников чрезвычайных ситуаций, а также информацию о состоянии опасных природно-техногенных процессов и явлений при чрезвычайных ситуациях.
В связи с этим Мининфокому совместно с МЧС поручено обеспечить:
- создание и бесперебойное функционирование отдельного защищенного канала обмена информацией между органами государственного и хозяйственного управления, входящими в структуру Единой системы;
- интеграцию Единой системы с комплексами информационных систем и центральными базами данных системы «Электронное правительство».
Всем органам государственного и хозяйственного управления, входящим в структуру Единой системы, указано в трехмесячный срок:
- усовершенствовать функции ведомственных информационных систем, сформированных в рамках системы «Электронное правительство» с учетом внедрения Единой системы;
- в пределах общей предельной штатной численности и выделенных бюджетных ассигнований ввести в структуры аппаратов управления, территориальных подразделений и подведомственных организаций штатные должности специалистов, ответственных за выполнение задач в рамках Единой Системы;
- разработать и утвердить по согласованию с МЧС положения о порядке проведения мониторинга, обмена информацией и прогнозирования опасных природно-техногенных процессов и явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям, с учетом показателей риска их возникновения.
Обмен информацией в рамках Единой системы с уполномоченными органами иностранных государств и международными организациями будет осуществляться в соответствии с международными договорами.
Документ официально опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 29.12.2017 г.
С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе «Законодательство Республики Узбекистан».
Зумрад Ниязметова,
адвокат.