Система питьевого водоснабжения и канализации будет модернизирована, инвестпроекты в этой сфере станут более эффективными (см. УП–6074 от 25.09.2020 г.).
С 1 октября 2020 года внедряется новый порядок отбора, реализации и мониторинга результативности инвестпроектов в сфере питьевого водоснабжения и канализации:
- проектные предложения подлежат обязательному обсуждению в Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и столицы и реализуются исключительно с их согласия. Депутаты постоянно с выездом на места мониторят ход реализации каждого проекта;
- АО «Узсувтаъминот» проводит предпроектные исследования по сформированным проектным предложениям совместно с местными властями, проектными организациями и Госкомгеологии с учетом особенностей каждого региона;
- председатель Совета Министров Каракалпакстана, хокимы областей и Ташкента совместно с АО «Узсувтаъминот» отвечают за качественную реализацию проектов и возвратность иностранных кредитов, полученных под гарантию правительства;
- в проектах по питьевому водоснабжению независимо от организационно-правовой формы (ОПФ) инициатора проекта, наряду с обязательной установкой приборов учета предусматривается также проведение питьевой воды непосредственно до домохозяйств – эти расходы покрываются из средств, выделенных в рамках реализуемого проекта.
Определен механизм финансирования в рамках инвестпроектов:
при строительстве вновь начинаемого объекта «под ключ»
|
при строительстве объекта на договорной основе (переходящий на следующий год, кроме строительства «под ключ») |
|
|
С 1 октября регулируемые цены (тарифы) на услуги водоснабжения и канализации в регионах, независимо от ОПФ организаций, их оказывающих, утверждаются после одобрения Жокаргы Кенеса и региональных Кенгашей народных депутатов при наличии заключений антимонопольного органа и органов ценового регулирования. Тариф должен полностью покрывать себестоимость оказываемых потребителям услуг и учитывать расходы на развитие и модернизацию организаций водоснабжения и канализации.
В 2021–2022 гг. планируется реализация 30 проектов государственно-частного партнерства (ГЧП) по передаче субъектам предпринимательства районных и городских систем питьевого водоснабжения. В течение будущего года утвердят концепции этих проектов, проведут конкурсы (тендеры), оформят соглашения с победителями, внесут концепции и соглашения в реестр проектов ГЧП. В проведении конкурсов (тендеров) будут участвовать председатели сходов граждан и другие представители местной общественности.
С 1 января 2021 года:
а) для закупки субъектами предпринимательства насосов и опреснительного оборудования Государственный фонд поддержки предпринимательской деятельности в течение 3 лет компенсирует:
- часть процентной ставки, превышающей основную ставку ЦБ, но не более 1,5-кратного размера основной ставки, по кредитам в национальной валюте в части, не превышающей 10 млрд сумов;
- до 30% от процентных ставок, установленных коммерческими банками, но не более чем на 3 процентных пункта, по кредитам в иностранной валюте в части, не превышающей экв. 10 млрд сумов;
б) минимум 10% поступлений от оказания услуг питьевого водоснабжения и канализации перечисляются на специальные расчетные счета районных (городских) организаций водоснабжения АО «Узсувтаъминот» для обеспечения их финансовой самостоятельности, устранения аварий, материального стимулирования работников и финансирования текущего ремонта.
С 1 октября вводится практика предоставления ННО и другим институтам гражданского общества государственных социальных заказов на обеспечение питьевой водой сельских населенных пунктов с населением от 15 тысяч человек, не имеющих доступа к централизованному водоснабжению. МинЖКО будет ежегодно объявлять конкурс в СМИ, в том числе электронных. Цели, условия и задачи государственных соцзаказов определяет Кабинет Министров.
Проекты в рамках госсоцзаказов реализуются в 2021 году в Андижанской, Наманганской и Ферганской областях, а с 2022 года – в других регионах страны. Проекты должны предусматривать также обеспечение услугами канализации. МинЖКО на 2021 год отдельно выделят 14 млрд сумов на финансирование таких проектов. В последующие годы число проектов и объемы бюджетного финансирования будут увеличиваться.
Кроме того, поэтапно внедряются следующие нововведения:
с 1 января 2021 года |
с 1 января 2022 года |
с 1 января 2023 года |
в случае равенства условий в предложениях участников при выборе современных технологий очистки сточных вод, преимущественное право на заключение договора отдается участникам, взявшим обязательства по оказанию сервисных услуг и бесперебойному обеспечению запчастями предлагаемой технологии |
|
|
В свете всего вышеизложенного на АО «Узсувтаъминот», МинЖКО и Инспекцию по контролю за использованием питьевой воды возложены дополнительные задачи. Им также предстоят структурные изменения.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 26.09.2020 г.
Олег Заманов.