Принято Постановление Президента №ПП-43 от 10.12.2021 г. «О дополнительных мерах по усилению контроля за реализацией Программы развития социальной и производственной инфраструктуры Республики Узбекистан и других государственных программ».
Ежегодно начиная с 2022 года:
- до 1 апреля министерства, ведомства, Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и г. Ташкента совместно с хокимами районов (городов) и руководителями секторов изучают состояние социальной и производственной инфраструктуры, необходимость реализации новых проектов, а также общественное мнение по указанным вопросам на местах;
- до 1 мая Минфин формирует средства, необходимые для финансирования проектно-изыскательских работ, в разрезе заказчиков;
- до 1 июля Кабмин изучает целесообразность реализации проектов, предлагаемых для включения в Программу развития социальной и производственной инфраструктуры (далее – Программа), и утверждает их предварительный адресный перечень;
- до 1 ноября руководители регионов, сфер и отраслей принимают меры по проведению экспертизы проектной (предпроектной) документации проектов, включенных в предварительный адресный перечень;
- до конца календарного года утверждается Программа на последующие годы и объявляются конкурсы (тендеры) по включенным в нее проектам. При этом не допускается включение в Программу проектов, экспертиза проектной (предпроектной) документации которых не проводилась.
С 1 января 2022 года:
а) запрещается расходовать средства и выполнять работы за счет средств консолидированного бюджета и иных централизованных источников в случаях:
- отсутствия определенного источника финансирования и утвержденной проектной документации (рабочего проекта, рабочих документов, проектно-сметной документации) либо подготовки проектной документации параллельно со строительно-монтажными работами;
- отбора подрядных (проектных) организаций без проведения конкурса (тендера) (за исключением случаев, предусмотренных Законом о государственных закупках);
б) договоры, заключенные без проведения конкурса (тендера) по строительно-подрядным работам в электронной форме, не регистрируются Казначейством Минфина и платежи по ним не осуществляются (за исключением случаев, предусмотренных Законом о государственных закупках);
в) в рамках реализации проектов, финансируемых за счет государственного внешнего долга (за исключением заимствований международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций), в ГУП «Центр комплексной экспертизы проектов и импортных контрактов» проводится обязательная комплексная экспертиза:
- предпроектной документации проектов стоимостью в эквиваленте $5 млн и более и технических заданий на их разработку;
- тендерной документации по закупке товаров (работ, услуг) со стоимостью в эквиваленте $1 млн и более;
- импортных контрактов стоимостью в эквиваленте $1 млн и более, заключенных без проведения комплексной экспертизы их тендерной документации, и дополнительных соглашений к ним;
г) экспертиза предпроектной и тендерной документации в рамках проектов, финансируемых за счет заимствований международных финансовых институтов и зарубежных правительственных финансовых организаций, привлекаемых от имени и под гарантию Узбекистана, организуется Агентством по международному сотрудничеству и развитию в соответствии с международными соглашениями.
Также внедряется новая система контроля за формированием Программы, государственных программ, финансируемых за счет средств консолидированного бюджета и иных централизованных источников, а также целевым использованием средств в рамках данных программ. При этом создаются:
- Республиканский штаб по контролю и координации реализации государственных программ;
- региональные и районные (городские) штабы по контролю и координации реализации государственных программ.
Даны поручения:
а) Генпрокуратуре:
- образовать в организационно-штатной структуре Отдел по надзору за исполнением законодательства в сфере строительства;
- совместно с министерствами, ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента – создать возможность использовать инициаторам проектов электронной программы «Контроль бюджета»;
- совместно с Минфином и Минстроем принять меры по взаимной интеграции электронной программы «Контроль бюджета», программы «Автоматизированная система управления государственными финансами» и Национальной информационной системы «Прозрачное строительство»;
б) Минстрою:
- совместно с Минэкономразвития, Агентством по кадастру и заинтересованными министерствами и ведомствами разработать специальный вопросник по инвентаризации имеющихся объектов социальной и производственной инфраструктуры в регионах, а также создать систему формирования единой электронной базы данных объектов, прошедших инвентаризацию, включающей их кадастровые номера и паспорта;
- совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 июня 2022 года принять меры по внедрению новых современных ведомственных норм строительства для сфер образования, здравоохранения, культуры, спорта и других сфер на основе передового зарубежного опыта.
Документ опубликован в Национальной базе данных законодательства и вступил в силу 11.12.2021 г.
Эльмира Сиразиева.