Президент издал Указ и постановление от 10 декабря, направленные на реформирование системы управления дорожным хозяйством.
Согласно документам с 1 января 2020 года:
во-первых, вводится новый порядок, по которому:
- договоры по вновь начинаемым объектам на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог, а также осуществление технического надзора в отношении дорожно-строительных работ заключаются исключительно по итогам конкурса (тендера), проводимого по законодательству о госзакупках;
- консалтинговые услуги (технический надзор) в отношении дорожно-строительных работ могут оказывать независимые организации на условиях аутсорсинга в соответствии с международной практикой, включая положения FIDIC;
- функции заказчика по строительству и ремонту городских улиц в столице в порядке эксперимента осуществляет городской хокимият;
- Комитет по автомобильным дорогам при Министерстве транспорта (далее – Комитет) на территории страны контролирует соблюдение весогабаритных параметров тяжеловесных и (или) крупногабаритных автотранспортных средств, в том числе въезжающих в республику, а также взимает сборы за передвижение по автодорогам и выдает разрешения на их передвижение (въезд);
- нужно согласовывать с Комитетом установку технических средств регулирования дорожного движения и их конструкций, включая технические средства фото- и видеофиксации, на автодорогах общего пользования;
- запрещается проектирование и прокладка новых сетей инженерных коммуникаций продольного расположения под проезжие части автодорог, за исключением их поперечного пересечения с автомобильными дорогами;
во-вторых, отменяются требования о том, что:
- организациями по проектированию строительства, реконструкции и капитального ремонта автодорог общего пользования, региональных автодорог и мостов являются только ООО «Иул лойиха бюроси», АО «Боштранслойиха» и ГУП «Институт по проектированию автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений»;
- заказчиком по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений является УП «Дирекция по строительству и реконструкции автодорожных мостов, путепроводов и других искусственных сооружений»;
- подрядными организациями по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования и региональных автомобильных дорог и мостов являются только структурные подразделения Комитета и УП «Трест «Куприккурилиш»;
- на право осуществления деятельности в сфере реализации нефтебитума дорожных марок необходима лицензия.
В системе управления дорожной отраслью готовятся масштабные изменения. Из состава Комитета выходят дорожно-строительные предприятия и преобразуются в ООО, на базе еще 28 предприятий Комитета создается АО «Йулкурилиш». На базе предприятий УП «Трест «Куприккурилиш» АО «Узбекистон темир йуллари» образуется АО «Куприккурилиш», а находящиеся в ведении УП «Трест «Куприккурилиш» мосты (путепроводы) передаются:
- на автодорогах общего пользования – в ведение Комитета;
- на улицах городов и иных населенных пунктов, межхозяйственных сельских автодорогах – органов государственной власти на местах.
Финансирование проектных, дорожно-строительных и эксплуатационных работ, реконструкции, капитального и текущего ремонта автодорог возложено на целевые фонды развития автомобильных дорог. Они создаются при Министерстве финансов и его региональных управлениях.
Еще один важный момент – пересмотрены права и компетенция органов управления дорожным хозяйством. В дополнение к обозначенным в Законе «Об автомобильных дорогах» перед Комитетом поставлен ряд новых задач. К примеру, ведомство теперь выдает разрешения на сооружение объектов (конструкций) внешней рекламы в полосах отвода автодорог общего пользования, а также согласовывает размещение и строительство там объектов производства, оказания услуг, торговли, сервиса, других объектов для бизнеса.
Обратите внимание! Дополнительные полномочия предоставлены также региональным и местным представительным и исполнительным органам. В частности:
а) на основе широкого общественного обсуждения с учетом уровня доходов населения конкретной местности и по согласованию с Минфином:
- Жокаргы Кенес Каракалпакстана, Кенгаши народных депутатов областей и города Ташкента – вправе вводить специальный сбор, не более 25 сумов за единицу топлива, на развитие региональных дорог, взимаемый при реализации автозаправочными и газозаправочными станциями автомобильного бензина, дизельного топлива, сжиженного и сжатого газа конечным потребителям;
- Кенгаши народных депутатов районов (городов) – вправе вводить ежегодный сбор за владение автотранспортным средством исходя из мощности двигателя;
б) Совет Министров Каракалпакстана, хокимияты областей и города Ташкента получили право:
- устанавливать плату за пользование парковочными местами вдоль автодорог и улиц;
- определять размеры базовых ставок сбора за проведение техосмотра транспортных средств, а также дополнительных коэффициентов к базовой ставке сбора, дифференцируемых исходя из мощности двигателя.
Предстоит объемная нормотворческая и практическая работа. Среди прочего, должны разработать Стратегию развития автомобильных дорог до 2030 года (срок – до 1.09.2020 г.), сформировать единую электронную базу данных автодорог страны (до 1.03.2020 г.), создать геоинформационную систему госкадастра автодорог (до 1.12.2022 г.), проработать вопрос организации платных парковок (до 1.02.2020 г.), утвердить порядок размещения и эксплуатации объектов придорожного сервиса (до 1.01.2020 г.) и т.д.
В 2020–2022 годы планируют построить новые платные тоннели на перевалах Камчик и Тахтакарачи и платные автодороги: обходящие города Сырдарья и Бахт, а также Ташкент–Самарканд и Ташкент–Андижан. Работы будут вестись на условиях государственно-частного партнерства в рамках утвержденной «Дорожной карты».
Документы опубликованы в Национальной базе данных законодательства и вступили в силу 10.12.2019 г.
Олег Заманов.