Постановлениями Кабинета Министров от 8.10.2015 г. № 286 и № 287 утвержден ряд документов, регулирующих ведомственный и общественный экологический контроль, а именно:
- Положение об экологическом аудите;
а также типовые положения:
- о порядке осуществления ведомственного экологического контроля;
- о порядке осуществления производственного экологического контроля;
- об экологической службе;
- о порядке осуществления общественного экологического контроля;
- об общественном инспекторе экологического контроля.
Документами определено, что ведение ведомственного контроля за состоянием окружающей среды и природных ресурсов обязательно в органах государственного и хозяйственного управления, которые координируют и (или) организуют использование природных ресурсов и их воспроизводство, а также если деятельность их подведомственных организаций связана с выбросами и сбросами загрязняющих веществ в окружающую среду и с размещением отходов.
Объектами ведомственного экологического контроля являются:
земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, атмосферный воздух;
природные и техногенные источники воздействия на окружающую среду;
деятельность, действие или бездействие, которые могут привести к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию природных ресурсов, создают угрозу жизни и здоровью граждан.
Соблюдение подведомственными организациями законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов контролируется плановыми и внеплановыми проверками.
Производственный экологический контроль проводится экологической службой хозяйствующего субъекта. Его осуществляют работники этого субъекта в соответствии с их должностными обязанностями, предусмотренными трудовым договором, должностными инструкциями, а также иными локальными актами.
Формами производственного экологического контроля являются:
наблюдение за состоянием окружающей среды и ситуациями, которые могут привести к ее загрязнению и нерациональному использованию природных ресурсов, создают угрозу жизни и здоровью граждан;
мониторинг за соблюдением производственными и иными подразделениями хозсубъекта экологических нормативов, регламентирующих максимально допустимое воздействие на окружающую среду;
инспектирование производственных и иных подразделений хозсубъекта;
экологический аудит.
При осуществлении производственного экологического контроля могут быть использованы и иные формы в соответствии с законодательством.
Экологическая служба – структурное подразделение аппарата управления либо отдельное должностное лицо, контролирующее обеспечение охраны природной среды и рациональное природопользование в системе предприятий и организаций органов государственного и хозяйственного управления, а также в деятельности хозсубъекта.
Экологический аудит – независимая экологическая экспертиза организаций, негативно влияющих на состояние окружающей среды, проводимая экологическими аудиторами (экологическими аудиторскими организациями) в порядке и на условиях, установленных Законом «Об экологической экспертизе», настоящим Положением и другими актами законодательства.
Задачи экологического аудита:
обеспечение экологической безопасности организации;
определение способов уменьшения вредного воздействия на окружающую среду, а также правильности исчисления и уплаты экологических платежей организацией;
оценка природоохранной деятельности организации;
определение необходимости в совершенствовании природоохранной деятельности организации, а также соответствие ее хозяйственной деятельности экологическим требованиям.
Экологический аудит проводится по решению собственника объекта хозяйственной и иной деятельности за счет средств заказчика.
Основанием для проведения экологического аудита являются решение (приказ или распоряжение) заказчика, а также договор, заключенный им с экологической аудиторской организацией.
Экологический аудит вправе осуществлять хозяйствующий субъект, обладающий статусом юрлица и имеющий в своем штате не менее трех специалистов с сертификатом экологического аудитора.
Общественный экологический контроль – система мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства об охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Он осуществляется:
органами самоуправления граждан;
негосударственными некоммерческими организациями (ННО);
гражданами.
Гражданин Узбекистана, желающий стать общественным инспектором экологического контроля, обращается с заявлением по месту жительства в Комиссию схода граждан по экологии и охране природы, благоустройству и озеленению или в ННО, осуществляющую свою деятельность в сфере охраны окружающей среды.
В случае одобрения его кандидатуры гражданин получает удостоверение общественного инспектора экологического контроля, выдаваемое по решению председателя органа самоуправления граждан на основании протокола собрания Комиссии или приказа руководителя ННО.
Обзор «Новое в законодательстве Республики Узбекистан» подготовила
Елена ЕРМОХИНА,
наш эксперт-юрист.
Публикации по теме:
Новый Закон поднял значимость общественного экологического контроля
В парламенте обсудили особенности экоконтроля