Закон «О государственных закупках» от 22.04.2021 г. № ЗРУ-684 подписан Президентом. Новая редакция Закона состоит из 85 статей (в старой редакции – 79).
В Законе, в числе прочего, даются определения следующим основным понятиям:
- бенефициарный собственник – физлицо, которое в конечном итоге владеет правами собственности или в действительности контролирует поставщика товаров (работ, услуг);
- предварительный квалификационный отбор – проводимая закупочной комиссией процедура отбора квалифицированных участников закупочных процедур, допускаемых к проведению закупочных процедур, соответствующих техническим, экономическим, организационным и другим особенностям, установленным в закупочной документации;
- резервный победитель – участник закупочных процедур, предложение которого по итогам закупочных процедур в соответствии с решением закупочной комиссии признано наиболее оптимальным, следующим за предложением победителя;
- аффилированное лицо участника закупочных процедур – физическое или юридическое лицо, имеющее право принимать решение и (или) оказывающее влияние, в том числе на основании письменного соглашения, на принятие решений данного участника закупочных процедур, а также физическое или юридическое лицо, имеющее такое право по отношению к данному участнику закупочных процедур.
Уполномоченным органом в области госзакупок определено Министерство финансов (ранее – Кабинет Министров). Соответственно, пересмотрены полномочия Кабмина. Так, Кабмин, наряду с прочим:
- принимает меры по рациональному использованию средств бюджетов бюджетной системы в области госзакупок, совершенствованию и расширению применения видов закупочных процедур, а также широкому участию в них субъектов предпринимательства;
- координирует работы по контролю над деятельностью государственных заказчиков в области государственных закупок;
- утверждает состав Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственных закупок и др.
Установлены полномочия Минфина, как уполномоченного органа в сфере госзакупок.
Расширен список субъектов, отнесенных к бюджетным заказчикам. Это также государственные учреждения, фонды, организованные в бюджетных организациях.
Определено, что к корпоративным заказчикам относятся:
1) государственные предприятия;
2) юридические лица с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50% и более;
3) юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых совокупная доля организаций, указанных в п.п. 1 и 2, составляет 50% и более;
4) юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых совокупная доля организаций, указанных в п. 3, составляет 50% и более.
Утвержден порядок планирования государственных закупок госзаказчиком. Так, годовые планы-графики государственных закупок на следующий год размещаются корпоративными заказчиками до 25 декабря текущего года на специальном информационном портале.
Пересмотрены виды осуществления закупочных процедур. Вводятся закупочная процедура в виде отбора наилучших предложений (ранее – конкурс) и госзакупки, осуществляемые по прямым договорам (ранее – госзакупка у единого поставщика). Также определено, что к видам осуществления закупочных процедур могут быть отнесены и иные конкурентные виды закупок, разрешенные указами и постановлениями Президента, постановлениями Кабинета Министров.
Установлено, что отбор наилучших предложений и тендер в обязательном порядке проводятся в электронной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Требование об обязательном проведении в электронной форме закупочных процедур отбора наилучших предложений и тендера вводится в действие с 01.01.2022 г.
Документ опубликован в газете «Народное слово» и вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования.
Наргиза Вохидова.